1 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ Детский сад №4: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72; - СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; - Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации). Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения. В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа, в основе которой лежит примерная образовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.В соответствии с ФГОС ДО возможности и рамки национального компонента расширены с 20% до 40%, но изучение осетинского языка в ДОУ планируется по «Инструктивно – методическому письму по организации учебно – воспитательного процесса на осетинском языке ДОУ РСО – Алания» от 2004г. Учебный план ДОУ предусматривает обязательное изучение осетинского языка (2 раза в неделю ) с 3– 7 лет. Срок реализации программы - 5 лет. Основная цель обучения осетинскому языку. 1.Учить аудированию (восприятию) и говорению. 2. Формировать словарь осетинского (родного )языка. 3.Учить правильно и отчетливо произносить звуки осетинской речи, различать их на слух. 4.Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении. 2 5.Совершенствовать диалогическую форму речи путём театрализованной деятельности. Развивать умение выразительно, связно, последовательно пересказывать осетинские сказки; составлять небольшие творческие рассказы из 3-4 предложений. 6.Повысить уровень творческой активности родителей. 7.Развивать познавательную творческую активность. Задачи 1. Развитие психических функций, связанных с речевыми процессами(восприятия, памяти, мышления) и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, языковых). 2. Развитие способности к усвоению осетинского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, скоростное проговаривание, которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения осетинского языка) 3. Ввести детей в мир культуры родного края. 4. Формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению осетинского языка, желанию общаться на нем. Принципы построения программы по ФГОС: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 3 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. Принципы обучения осетинскому языку. 1. Принцип реализации личностно – ориентированного подхода. 2. Принцип формирования коммуникативной компетенции. 3. Принцип развития у детей культурологической компетенции. 4. Обучение осетинскому языку происходит в ходе участия детей в играх, сценках, инсценировках. 5. Принцип взаимосвязи. 6. Принцип поэтапности. 7. Обучение осетинскому языку направлено на формирование личности ребенка. Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными национальными играми и развивающими игровыми упражнениями. В соответствии с рабочей программой развития детей предусматривается решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Знания, полученные детьми на занятиях необходимо закреплять в течение дня во всех режимных моментах: во время прогулки детей, утренней гимнастики, проведение завтрака, обеда, ужина и т.д. Для достижения этой цели в ДОУ создана предметно – развивающая среда с учетом национально – регионального компонента. Занятия проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. 4 Структура и содержание программы. Младшая группа (дети с 3 до 4 лет) Средняя группа (дети с 4 до 5 лет) Старшая группа (дети с 5 до 6 лет) Подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 лет). В каждой возрастной группе определяются конкретные задачи по устному речевому общению детей на осетинском языке, применяются игровые образовательные технологии для их осуществления, перевод с русского языка на осетинский и с осетинского на русский язык. Программа представлена следующими направлениями работы: 1. Связная речь (говорение). 2. Аудирование. 3. Звуковая культура речи: знакомство со звуками. 4. Активный и пассивный словарь. 5. Грамматический строй речи. 2. Содержание работы. 1.Расширение словаря: -- Введение в активный словарь новых слов и понятий. - Развитие навыков и умений диалогической речи детей. - Участие в диалоге с использованием образцов и наглядности. - Участие в диалоге в старших группах без образца. - Рассказывание по зрительной опоре (игрушки, картинки, предметы) -Составление предложений из: 2 – 3 слов – в младшей группе, 3 – 4 слов – в средней группе, 4 – 5 слов – в старших группах. - Ответы на вопросы педагога. - Установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова. 5 2.Аудирование: Учить воспринимать на слух тексты разной протяженности в разных возрастных группах. Учить воспринимать на слух тексты стихотворений, загадок, звуковых зарядок, физкультминуток. Учить по словесному описанию педагога находить предмет, показывать картинки, принести, отнести и положить что – либо. Учить инсценировать тексты художественной литературы, рассказывать стихи. Учить переводить слова и предложения с осетинского на русский и наоборот. 3.Знакомство со звуками: -- Упражнять в произношении звуков: Ы, Æ, ХЪ, КЪ, ТЪ, ПЪ, ГЪ, ДЖ, ЦЪ. -- Работать во всех возрастных группах над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение звуков. 4.Развитие грамматического строя: -- Составление предложения по образцу и без него. -- Составление предложения по содержательным опорам, -- Формирование навыка образования множественного числа имен существительных и в связке с другими частями речи. -- Формирование умения отвечать на падежные вопросы по темам. -- Формирование умения согласовывать слова в предложениях по числу и падежу 5. Коммуникативные навыки: -- Здороваться и прощаться (Æгас цо!Дæбон хуарз! Хуæрзбон! Фæндараст!) -- Благодарить (Бознæ,арфæ кæнун ,Хуцау ди исарази уæд!) -- Вежливо просить (Бахатир кæнæ, дæ хуарззæнхæй) -- Предлагать (Табуафси) Основные группы умений: 6 -- Интеллектуальные (опираясь на словарный запас уметь переводить слова с русского на осетинский и наоборот) -- Коммуникативные (уметь слушать речь педагога, правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы сверстникам, уметь приветствовать на осетинском языке, отвечать на приветствие, благодарить за оказанную услугу, просить прощения) -- Региональные (уметь инсценировать произведения национальной литературы, знать произведения осетинского народного творчества, иметь представление о традициях осетин, играть в национальные игры. Нравственно - интернациональное воспитание одно из важнейших задач при обучении и воспитании детей. Структура занятия по обучению детей осетинскому языку. 1. Тема занятия 2. Цели Ход занятия 1. Звуковая зарядка 2. Рифмовка 3. Повторение пройденного материала 4. Физминутка 5. Знакомство с новым материалом 6. Аудирование 7. Работа вне занятия Общение детей на осетинском языке вне занятий. 1. Вне занятий создавать речевую среду: -- Повторить стихотворные тексты, -- Повторить физкультминутки во время прогулок, -- Приобщать детей к художественной литературе, разучивать роли для инсценировок. -- Учить отвечать на вопросы, -- Закреплять во время еды названия блюд, продуктов питания. -- Закреплять названия одежды и обуви – действия с ними, 7 -- На прогулке повторить национальные игры, физкультминутки, -- Учить детей пользоваться считалками, -- Наблюдать за явлениями природы, узнавать 1 – 4 дерева (æхсинцъæ бæласæ, фæткъу бæласæ), -- Узнавать 1 – 3 зимующих птиц (Халон, бæлæу, уг), и перелетных птиц (зæрбатукк, сауцъеу). Роль родителей в обучении устному общению детей на осетинском языке. На родительском собрании довести до сведения родителей, что из – за снижения уровня владения родным языком большей частью населения наблюдается сокращение доли осетинского языка во всех сферах его применения. Обучение осетинскому языку введено во всех образовательных учреждениях республики, начиная с детского сада и заканчивая вузовским образованием. Детей же дошкольного учреждения необходимо подготовить к обучению в школе. Актуальна роль родителей в процессе предшкольного образования ребенка. Для этого педагоги приглашают родителей на занятия по осетинскому языку на развлечения, праздники привлекают к изготовлению костюмов к инсценированию. Осетинские национальные праздники и развлечения. 1. День рождения Коста. 2. Басилтæ 3. Конкурс сказки на осетинском языке. 4. 15мая–ДЕНЬ осетинского ЯЗЫКА. Необходимо проводить тематические вечера, утренники, развлечения. Оснащение педагогического процесса обучения детей осетинскому языку 1.Оформление национальных зон, в осетинском стиле, с использованием осетинской символики. 8 2.Наличие в ДОУ «Инструктивно – методического письма по организации учебно – воспитательного процесса на осетинском языке в ДОУ РСО – Алания» 3.Наличие методического материала Дидактические игры к воспитательно – образовательным материалам. Осетинские народные сказки Слайды Осетинские народные игры для дошкольного возраста. 4.Картины по тематике детского сада. 5.Инновационные технологии. 6.Таблицы «Кто и что?» - формирование представлений об одушевленных и неодушевленных предметах; «Один и много» имена числительные. 7.Дидактический материал к играм. 8.ТСО: музыкальные и художественные произведения, фонозаписи правильной взрослой осетинской речи, грампластинки, слайды. 9.Предметы в натуральном виде, макеты, муляжи, игрушки и т.п. Тематика 9 групповых консультаций с педагогами. Месяц Наименование Отметка о выполнении Сентябрь Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы воспитателя (осетинского языка) с воспитателями и специалистами в соответствии с ФГОС ДОО. Октябрь Организация выставки книг , произведений, детских работ по произведениям К. Хетагурова, в рамках проведения недели «Наш Коста» Выбор детьми произведений для дальнейшей драматизации. Ноябрь Оформление папок передвижек и стендов в помощь родителям не владеющим осетинской речью. Декабрь Взаимопосещение групповых (интегрированных) занятий. Январь Помощь воспитателей в привлечении родителей в организации праздника «Басилтæ» Февраль Анализ результатов диагностики за полугодие, планирование дальнейшей работы. Март «Значение индивидуальной работы воспитателей в развитии у детей памяти, как необходимого условия обучении осетинскому языку» Апрель Обогащение театрализованных зон национальными куклами с целью побуждения детей к театрализованной деятельности. Май Анализ педагогической работы на год. Определение задач на новый учебный год. Круглый стол. Тематика групповых консультаций с родителями. 10 Месяц Наименование Сентябрь Консультация «Значение и необходимость изучения осетинского языка в дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДОО». Анкетирование (прилагается) Ознакомление с тематикой работы. Октябрь Совместное заучивание стихов и произведений К.Хетагурова. Приобретение книг К. Хетагурова. Совместное изготовление детских работ по произведениям К.Хетагурова. Совместная организация выставки в рамках проведения недели «НашКоста» Ноябрь Консультация для родителей детей, не владеющих осетинской речью. «Давайте поговорим… по осетински» Декабрь Использование фольклора в подготовке к празднику «Басилтæ» Январь Привлечение родителей к использованию отдельных ролей на празднике. Подведение итогов полугодия и перспектива индивидуальной работы с некоторыми детьми. Февраль Март Апрель Май Отметка о выполнении Совместные консультации с психологом «Как улучшить память?» Эффект - разучивания стихов. Использование пальчиковых игр для развития речи. Показ пальчикового театра детям и родителям. Итоговые открытые занятия для родителей и рекомендации на летний период. 11 Обучение осетинской разговорной речи Детей младшей группы. 1.Основная цель: -- Находить предметы по словесному требованию (просьбе) -- Узнавать 4 – 5 предмета, выполнять действия с ними по просьбе педагога (равдесæ, кæмиæй,), -- Начинать обучать осетинскому языку с наиболее употребляемых слов (мадæ, биццеу, бадуй, лæууй) -- Уделять особое внимание активной речи, её развитию. -- Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно употреблять местоимения(æз, ду), называя некоторые признаки предметов(устур, минкьи). -- Развивать диалогическую речь, учить выражать свои просьбы, желания на осетинском языке. Задачи обучения 1. Развитие связной речи. -- Учить детей отвечать на вопросы педагога. -- Учить составлять предложения из 2 – 3 слов. 2. Аудирование. -- Учить детей воспринимать на слух небольшие тексты потешек, звуковых зарядок, стишков. -- Учить детей приветствовать, отвечать на приветствие, благодарить за услугу и прощаться. 3. Звуковая культура речи. -- Знакомство со звуками осетинского языка. -- Добиваться произношения звуков осетинского языка , интонационной выразительности речи. 4. Развитие активного и пассивного словаря детей. -- Введение в словарь детей новых слов и понятий, используя перевод с русского на осетинский язык. -- Установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова, широко используя наглядность. 5. Развитие грамматического строя речи. 12 -- Формирование навыка образования множественного числа существительных по теме (биццеу-биццеутæ) -- Формирование навыка согласования слов в предложении по числу и падежу. -- Умение составить предложения, используя, образец, наглядность и вопросы по теме.(Ка æй? Цикосуй? Циæй?) 6. Коммуникативные качества. -- Приветствовать и отвечать на приветствия (Æгасцо! Æгасцæуетæ!) -- Прощаться (фæндараст, хуæрзбон). -- Благодарить (бознæ,, табуафси). Ожидаемые результаты. Иметь представление : -- О предметах окружающего мира и способны отличать дерево от цветка, птиц от животных. -- Об изменениях в природе (зумæгиуазал, уалдзæгигъар). -- О гласных звуках осетинского языка. -- Называть по осетински свое имя , имена членов семьи. -- Называть наименование игрушек (арс, тæрхъос, робас, мистæ, куй, уасæнгæ,æхсæрсæттæг). -- Называть размеры игрушек (устур, минкьи). -- Называть предметы мебели (кьела, стъол ,сире) -- Называть действия людей по наглядным пособиям (лæууй, бадуй, гъазуй). -- Находить предметы по просьбе педагога. -- Называть местоположение игрушек. -- Различать их цвет (сау, уорс, бор, сурх,фунукхуз) -- Составлять предложения из 2 – 3 слов по образцу или содержательной опоре. -- Воспринимать на слух слова и предложения, воспроизводить их в точной последовательности -- Рассказывать стихи (рифмовки) хором и индивидуально. -- Здороваться и прощаться, благодарить за услугу. -- Понимать вопросы воспитателя и отвечать на них. -- Употреблять в речи местоимения (æз, ду) 13 Обучение осетинской разговорной речи детей средней группы Учебно – познавательная деятельность детей будет успешной, если педагог пользуется игровыми методами и учится оперировать наглядным материалом. В этом возрасте необходимо расширить активный и пассивный словарь. Программа для этого возраста ориентирует на речевое развитие детей. Для детей характерно стремление к подражанию, к освоению второго языка, выполнять несложные поручения педагога (рахæссæ, исæвæрæ,ниввæрæ). Ребенок должен научиться объединять предметы по цвету (сурх, бор), размеру (устур, минкьи). Педагог знакомит детей с предметами ближайшего окружения, используя перевод слов с русского на осетинский язык, развивает познавательную активность, речевые умения и отрабатывает произношение звуков осетинского языка: Æ, Ы, ХЪ, КЪ, ПЪ, ТЪ, ДЖ, ГЪ, ЦЪ, ЧЪ. Основные направления работы: -- Развитие связной речи. -- Аудирование. -- Знакомство со звуками. -- Расширение словаря. -- Развитие грамматического строя речи. Задачи обучения 1. Развитие связной речи. -- Учить детей понимать вопрос воспитателя и отвечать на него. -- учить составлять предложения из 3 – 4 слов по образцу педагога и с предметным сопровождения, а в конце учебного года и без образца. 2. Аудирование --Учить детей воспринимать на слух небольшие тексты звуковых зарядок и рифмовок. 14 -- Учить воспринимать на слух короткие предложения и повторять их в точной последовательности. -- Учить воспринимать на слух стихотворения из 1 – 2 куплетов и разучивать их наизусть. -- Учить воспринимать на слух (æгас цо, хуæрзбон, бознæ, табуафси). 3. Звуковая культура речи. -- Знакомство со звуками осетинского языка. 4. Обогащение словаря. -- Обогащать словарь новыми словами и понятиями. -- Установление связи между звуковой и смысловой сторонами речи, используя перевод, речевой образец и наглядные пособия. 5. Развитие грамматического строя речи. -- Формирование навыка образования множественного числа имен существительных при помощи суффикса(биццеу–тæ ) и со словом (берæ) -- Формирование навыка составления предложения с однородными членами, используя союз (æма). -- Формирование навыка составления предложения с согласованием слов в числе и падеже. 6. Коммуникативные качества. -- Здороваться и прощаться (дæ бон хуарз, хуæрзбон, фæндараст). -- Благодарить (бознæ) -- Просить, предложить (табуафси) Ожидаемые результаты. Иметь представление: -- о согласных звуках осетинского языка. -- О явлениях природы. А) Фæззæг (фæуазалæй, кæрдæгнибборæй, сифтæхускьæкæнунцæ) Б) Зумæг (уазал, мет). -- О зимующих и перелетных птицах. -- О некоторых литературных жанрах: стихи, сказки, загадки. -- О времени суток, выражаемых словами: бон, рæфтæ, изæр,æхсæвæ. -- О наречиях места: уалæ, дæлæ. -- Об особенностях времен года. -- Говорить внятно. 15 -- Произносить звуки осетинского языка. -- Назвать свое имя и имена людей ближайшего окружения. -- Называть 1 - 2 дерева участка (назбæлас, бæрзбæлас). -- Называть 2 – 3 зимующих птиц ( халон, саумæлгьæ). -- Называть 1 – 2 растения (кæрдæг, дидинæг) -- Перечислить членов своей семьи (бийнонтæ, нана, фидæ) -- Знать и называть домашних животных (куй,дæркьæ ,къæлæу). -- Знать и называть домашних птиц ( карк, гогуз,каркицъеутæ). -- Называть предметы мебели (къела,сире,фингæ, скъапп). -- Называть продукты питания и блюда (дзикка, цихт, царв,кæрдзин). -- Употреблять существительные с глаголами в единственном числе ( нана бадуй). -- Образовывать множественное число имен существительных сглаголам в настоящем времени (биццеутæ кафунцæ). -- Составлять предложения из 3 – 4 слов, согласовывая слова в числе и падеже по образцу, а к концу года и без образца, с однородными членами используя союз æма. -- Выполнять поручения воспитателя. -- Употреблять имена существительные с другими частями речи , согласовывая их в числе и падеже. -- Ответить на вопрос педагога по теме. -- перевести предложение с осетинского языка на русский. -- Вести диалог, используя выражения: Æз дæн кизгæ. Дуба ка дæ? -- Воспринимать предложение на слух и воспроизвести его в точной последовательности. -- вести диалог – расспрос типа: Мæнмæ ес къæбула. Дæумæ ба? -- Воспринимать тексты на слух: А) небольших произведений, Б) звуковых зарядок, В) рифмовок, Г) стихотворений -- Воспринимать на слух тексты сказок, инсценировать их. -- Здороваться и прощаться, просить прощения. 16 Обучение осетинской разговорной речи детей старшей группы. Основные направления работы: -- Развитие звуковой культуры речи. -- Развитие навыков и умений аудирования. -- Развитие связной речи. -- Обогащение активного и пассивного словаря. -- Развитие грамматического строя речи. 1. Развитие связной речи. -- Совершенствовать диалогическую речь . -- Учить детей поддерживать беседу. -- Учить связной речи: согласовывать в предложении слова в числе и падеже, согласно заданному вопросу или описанию событий. Составлять предложения из 3 – 5 слов по образцу и с опорой на наглядность. 2. Аудирование. Учить воспринимать на слух предложения любой протяженности и воспроизводить их в точной последовательности. Разучивать стихотворения, тексты звуковых зарядок, рифмовок, физкультминуток и выполнять движения. 3. Звуковая культура. -- Продолжать работу над звуками осетинского языка, добиваться чистого произношения гласных и согласных звуков, работать над интонационной выразительностью речи, продолжать работать над лексическим значением каждого вводимого слова. 4. Развитие активного и пассивного словаря детей. -- Познакомить детей с названиями: республики, города, села ,нескольких улиц (адресов проживаний), некоторыми достопримечательностями . -- Продолжать знакомить детей с предметами быта (мебель, дзаумæттæ). 17 -- Определять материал, из которого изготовлена вещь ( авгæ, , гæгьæди,гьæдæ), расширять знания о домашних животных и птицах, о зимующих и перелетных птицах, о повадках диких животных. -- Познакомить детей с названиями овощей и фруктов, некоторыми вкусовыми качествами (адгин, содзагæ,тауæг). -- учить детей определять и называть местоположение предметов ( сæр, стъолбæл, бунæй, фарсмæ, фæсте), время суток (сæумæ, рæфтæ, изæр, æхсæвæ) 5. Развитие грамматического строя речи. -- Учить правильно, точно по смыслу , употреблять в речи части речи и группировать слова с обобщающим значением (мебель, дзаумæттæ, халсартæ, рæзæ), по цвету (сурх, кæрдæгхуз, бор,фунукхуз), величине (устур, минкьи, устурдæр, минкьидæр). -- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в связке с другими частями речи. -- Продолжать учить согласовывать имена существительные в числе и падеже с глаголами настоящего времени (биццеутæбадунцæ. Римæрахастакьозо) прилагательными ( машинææйсурх, минкьимашинæисивардтонстъолбæл) -- Продолжать учить использовать в речи глаголы в повелительном наклонении. -- Продолжать учить детей задавать вопросы и отвечать на них правильно. Учить составлять предложения с однородными членами. 5. Коммуникативные качества. -- Приветствовать и отвечать на приветствие (Æгас цо!Дæ бон хуарз!) -- Пожелать доброй ночи взрослым членам семьи (хæрзæхсæвæ кæнæ). -- Благодарить (бознæ,Хуцау ди исрази уæд) -- Пожелать здоровья (æнæнез уо) -- Прощаться (хуæрзбон) Ожидаемые результаты. Иметь представление: -- О семье и родственниках. -- О республике и ее достопримечательностях. -- О временах года. -- О времени суток. -- Произнести правильно гласные и согласные звуки осетинского языка. 18 -- Перевести с осетинского языка слова по пройденным темам. -- Назвать свое имя, имена членов семьи. -- Назвать наименование республики, ее столицы, малых городов и некоторых сел, место своего проживания (адрес), достопримечательности нашего села. -- Назвать имена замечательных людей которыми гордится осетинский народ. -- Назвать домашних животных и птиц (по пройденной теме), диких животных. -- Назвать некоторые овощи и фрукты, их вкусовые качества. -- Назвать 2 – 3 зимующих птиц и 2 из перелетных. -- Назвать 3 дерева (нази, бæрзæ бæласæ, фæткь убæлас). -- Назвать предметы быта (пец, уазалгæнæн,), предметы одежды и обуви и действия с ними. -- Группировать предметы по цвету, величине и темам (гъазæнтæ, дарæс, мебель, рæзæ, халсартæ, хæдзарон фонс, маргъ) -- Отвечать на вопросы воспитателя по пройденным темам. -- Ответить на вопрос воспитателя из 3 – 5 слов по образцу и наглядным пособиям. -- Рассказать текст звуковой зарядки и рифмовки, стихотворение. -- Выслушать предложения любой протяженности и повторить его в точной последовательности. -- Здороваться и отвечать на приветствие, благодарить, высказывать добрые пожелания и просить прощения, прощаться. 19 Обучение осетинской разговорной речи детей подготовительной группы Основные направления работы: -- Развитие речи. -- Аудирование. -- Развитие звуковой культуры речи. -- Обогащение активного и пассивного словаря. -- Развитие грамматического строя речи. 1.Развитие связной речи. -- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. -- Учить составлять предложения из 4-5 слов по образцу и с использованием наглядных пособий и без них. -- Учить отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. 2. Аудировние. -- Разучивать стихотворения и другие тексты по теме, инсценировать произведения. -- Прослушивать тексты и сопровождать их ритмической поддержкой. -- На слух воспринимать тексты любой протяженности и воспроизвести их. 3. Развитие звуковой культуры речи. -- Добиваться правильного произношения всех звуков осетинского языка, продолжать отрабатывать интонационную выразительность речи. 4. Обогащение активного и пассивного словаря. -- Расширять и обогащать словарный запас детей: вводить в словарь существительные с обобщающим значением (хæдзарон фонс, халсартæ, рæзæ, и т. д.) 20 -- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (бунæй, стъоли, фарсмæ, фæстегæй, скъаппи, фарсбæл), время суток ( бон, æхсæвæ, сæумæ,рæфтæ). -- Учить определять материал , из которого изготовлена вещь (гъæдæ, æфсæйнаг). -- Расширять знания об общественном транспорте(поезд, хуæдтæхæг,науæ,зундгин машинæ ) 6. Развитие грамматического строя речи. -- Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с другими частями речи в числе и падеже. -- Совершенствовать употребление формы множественного числа существительных с другими частями речи. -- Учить детей употреблять в речи однородные члены предложения, пользуясь словом æма. -- Учить отвечать на вопросы правильно ( по форме и содержанию) и задавать вопросы самому, прямой или косвенной речью. 7. Коммуникативные качества. -- Приветствовать и отвечать на приветствие (Дæ бон хуарз!Дæ сæумæ хуарз!) -- Пожелания сверстникам , старшим (æнæнез уо). -- Благодарить (бознæ,Хуцау ди исарази уæд). -- Прощаться (фæндараст,хуæрзбон) Ожидаемые результаты. Иметь представление: -- О явлениях природы, растительном мире, людях. -- О сезонных изменениях в природе. -- О времени года и суток. -- Назвать свою фамилию, имя, имена своих родителей и родственников -- Назвать своё место жительства: республику, город, улицу. -- Правильно произносить все согласные звуки осетинского языка. -- Употреблять существительные с обобщающим значением (халсартæ, рæзæ, хæдзари цæрæгойтæ, мæргътæ, хуæруинаг – ниуазуинаг, дарæс, транспорт, гъæддаг сирдтæ), называть материалы, из которых сделаны предметы (гъæдин, æфсæйнаг, хъумац, авгæ , гæгьæди). -- Назвать местоположение предметов (фарсмæ, бунæй, фæсте), время суток. 21 -- Использовать в речи названия профессий (гъомбæлгæнæг, дохтир, Хуæруйнаггæнæг, ахургæнæг). -- Образовывать множественное число существительных , глаголов с другими частями речи. -- Назвать 2-3 зимующих птиц (халон, цæргæс, цъеусор), 2-х перелетных (зæбватукк, сауцъеу), 2-3 дерева (тæгæр, бæрзæ). -- Употреблять в речи существительные с другими частям речи , согласовывая слова в числе и падеже. -- Употреблять в речи предложения с однородными членами ,используя союз æма. -- Отвечать на вопросы падежей осетинского языка. -- Вести диалог по образцу и наглядным пособиям, без образца и наглядных пособий . -- Составлять предложения из 4-5 слов, согласовывая слова в числе и падеже. -- Составлять текст из 3-4 предложений описательного характера. -- Инсценировать художественное произведение на осетинском языке, рассказывать стихотворный текст. -- Петь и танцевать пользуясь мелодиями фольклора. Художественно – речевая деятельность. -- Чтение коротких рассказов и перевод их детьми на осетинский языкпо предложениям. -- Неоднократное чтение произведения и одновременный показ действия с использованием персонажей настольных и кукольных театров. -- Инсценировать художественные произведения. -- Беседа о прочитанном. -- Рассказывать стихи наизусть. -- Рассказывать наизусть четверостишия звуковых зарядок и рифмовок, где использованы малые формы народного творчества. 22 Циклограмма работы воспитателя (осетинского языка) МБДОУ № 4 Айрапетян Л.Х. на 2022 – 2023 уч .год Дни недели понедельник вторник среда четверг пятница Время проведения 900 - 925 940 - 1010 945 - 1010 1020 - 1050 930 - 950 1005 - 1о35 1235 - 1330 1330 - 1500 900 - 930 930 -950 950 - 910 1045 - 1500 900 - 920 935 -1000 935 - 945 1020 - 1500 900 - 920 1030 -1100 1105 - 1135 1030 - 1200 1200 - 1500 Содержание работы Консультация для родителей Фронтальное занятие (.1 подг. гр.) Осетинские народные игры Подбор материала на занятие. Работа по самообразованию. Фронтальное занятие. (.1 ср.гр) Фронтальное занятие.(старш.гр.) Изготовление пособий к занятиям Работа с воспитателями Фронтальное занятие. (2 подг.гр) Фронтальное занятие(2 ср.гр.гр.) Работа с воспитателями ср.гр. Оформление родительских уголков. Фронтальное занятие (2 ср.гр.) Фронтальное занятие (старш.гр) Индивидуальная работа с детьми (Стар.Подг. Ср. ) Подбор методич. материала на занятие. Фронтальное занятие (1 ср. гр) Фронтальное занятие. (1подг.гр) Фронтальное занятие (2 подг.гр.) Изготовление пособий к занятиям Работа со специалистами 23 Осетинский язык. Перспективно – тематический план. Неделя Сентябрь III IV октябрь I II III IV I Ноябрь II III IV Декабрь I Январь Февраль Март Апрель Май II III IV III IV I II III I II III IV I II III I II Тема Детский сад Семья Осень. Фрукты Осень. Овощи Игрушки Осень. Перелётные птицы Части тела. Одежда. (национальный костюм) Осень. Домашние животные Транспорт Дом и его части. Зима . Зимние явления Зима. Зимующие птицы. Зима. Зимние развлечения. Зима. Новый год. Посуда Домашние животные и их детёныши Дикие животные Мебель Весна. 8 Марта Продукты питания Осетинские блюда Весна. Труд колхозников Профессии Весна. Деревья Весна. Цветы Мое село -Чикола Родной край - Иристон Осетинский язык Рæвдауæндонæ Бийнонтæ Фæззæг. Рæзæ Фæззæг.Халсартæ Гъазæнтæ. Фæззæг.Мæргътæ Бауари хæйттæ Уæледарæс. (цохъхъатæ) Фæззæг.Хæдзари фонс. Транспорт Хæдзарæ æмæ йæ хæйдтæ, гъæунгтæ Зумæг. Зумæгифæзиндтитæ. Зумæг. Мæргътæ Зумæг. Зумæги йерхæфсæнтæ. Зумæг. Нæуæг анз (Басилтæ) Мигæнæнтæ. Хæдзарон фонс æмæ сæб æдæлттæ. Гъæддаг Сирдтæ Хæдзари дзаумæттæ Уалдзæг. 8 Мартъи Хуæруйнæгтæ Ирон хуæруйнæгтæ Уалдзæг. Колхозонти куст Професитæ Уалдзæг. Бæлæстæ. Уалдзæг. Дидингутæ Мæ уарзон гъæу-Чикола Мæ райгурæн бæстæ - Иристон 24 Схематичный график работы воспитателя (осетинский язык). Цель: Обучение детей осетинской разговорной речи. Приобщение детей к элементам осетинской традиционной народной культуры. Задачи: Формирование и развитие у детей умений и навыков осетинской разговорной речи. Ознакомление детей с элементами традиционной осетинской культуры. № Мероприятия I 1 Работа с детьми Фронтальные занятия по группам 2 Работа с детьми по интересам (кружковая работа) II половина дня: (среда, четверг) 3 Индивидуальная работа с детьми не освоившими материал Ежедневно по возрастным группам 4 Участие в режимных моментах Эпизодически 5 Проведение традиционных мероприятий по плану: «Неделя Коста», «Басилтæ», «День осетинского языка». Конкурсы: 1) Лучший чтец стихов Коста 2) Инсценирование сказок. II 1 Работа с педагогами Составление и обсуждение перспективно – тематического плана по приобщению к элементам традиционной народной культуры. 2 Оформление уголков осетинского языка и быта в возрастных группах Сроки По сетке занятий (еженедельно) Октябрь, январь, май, Октябрь Март Сентябрь Октябрь, ноябрь. 25 3 Организация круглого стола «Роль языковой среды в развитии осетинской разговорной речи III Работа с родителями 1 2 3 Открытое занятие для родителей Участие в родительских собраниях Родительский уголок «Мадæлон æвзаг-мадау адгинæй » Анкетирование «Народная педагогика в воспитании современных детей» 4 IV Работа в методическом кабинете 1 Разработка перспективно – тематического плана по приобщению к элементам традиционной культуры Разработать дидактические игры для организации педагогического процесса 2 Апрель В течение года. По плану. Январь В течение года В течении года. 26 Учебный план ДОУ предусматривает обязательное изучение осетинского языка (2 раза в неделю) с 3-7 лет. Срок реализации – 5 лет. группа длительность кол-во в НОД неделю примечание (общее время) 15мин./30 мин. 2 Младшая -2гр. Обучение 20 мин./40мин. 2 детей осетинской Средняя-1 25мин./50мин. 2 разговорной речи Старшая-2гр. 30мин./60мин. 2 Подготовительная 27 Сетка занятий воспитателя осетинского языка. 1 Подготовительная группа Дни недели 1 половина дня Понедельник 9.40-10.10 Четверг 2 половина дня Кружок 1510 - 1540 Пятница 1 Средняя группа Дни недели 1 половина дня вторник 9.30-9.50 Среда Пятница 10.30-11.00 2 Подготовительная группа Дни недели 1 половина дня Вторник Среда 9.00-9.30 2 половина дня Кружок 1510 - 1535 9.00-9.20 2 Средняя группа 2 половина дня Дни недели 1 половина дня Кружок 1510 - 1530 Среда 9.30-9.50 2 половина дня Четверг 9.00-9.20 Пятница 9.40-10.10 Пятница Старшая группа Дни недели Вторник Четверг 1 половина дня 10.10-10.35 9.35-10.00 Дни недели Кружок 1510 - 1535 младшая группа 1 половина дня 28 Положение о кружке осетинского языка детского сада №4 «Сказка» I. Общее положение В статье 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о языковой политике в области образования. Она предусматривает разработку и осуществление мероприятий по сохранению и развитию языков народов России. Целесообразность обучения родному языку с дошкольного возраста, считается наиболее благоприятным для овладения языком в силу ряда психологических особенностей детей: активная память, легкость формирования, положительной мотивации речевой деятельности. II. Оборудование осетинского кабинета Кабинет осетинского языка детского сада № 4 оборудована с учетом национально – регионального компонента. В кабинете имеются: -- стол воспитателя; -- шкаф и полки для учебно – воспитательной работы; -- предметы декоративно – прикладного искусства; -- картины и репродукции осетинских художников; -- предметы национальной одежды; -- образцы осетинского орнамента; -- осетинская литература; -- комплекты иллюстраций для ознакомления с растительным и животным миром Осетии; -- атрибуты к подвижным играм; -- дидактический материал для учебно – воспитательной работы. III Содержание образовательного процесса 1. Обучение осетинскому языку осуществляется на специально организованных мероприятиях педагогом по осетинскому языку. 2. Мероприятия проводится с младшей группы 2 раза в неделю по подгруппам, сформированным с учетом уровня владения языком. 3. Длительность соответствует программным требованиям. 29 4. На начало учебного года педагог составляет перспективный и календарный планы, опираясь на пособия по осетинскому языку. 5. Основной задачей обучения осетинскому языку в ДОУ является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения осетинским языком в устной форме. 6. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать осетинскую речь на слух и говорить на осетинском языке, в пределах доступной для них тематики. 7. Знания, полученные детьми на мероприятиях, закрепляются в течение дня во всех режимных моментах во время прогулки, утренней гимнастики, проведения завтрака, обеда, подготовка ко сну, ухода детей домой. IV.Обязанности воспитателя по осетинскому языку. Осуществляет обучение детей осетинскому языку, способствует формированию общей культуры личности посредством приобщения детей к истокам национальной осетинской культуры. Использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения с учетом возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей детей. Комплектует подгруппы с учетом уровня владения языком. Планирует работу по обучению осетинскому языку и несет ответственность за выполнение программы. Развивает языковые способности ребенка, формирует словарный запас, работает над звуковой культурой речи, грамматическим строем и связной речью. Организует как больше ситуаций погружения в языковую среду. Вместе со старшим воспитателем координирует работу воспитателей, инструктора по физкультуре, родителей. Должен знать: Закон об образовании, дошкольную педагогику, психологию, методику преподавания принятой программы и учебники, требования к оснащенности студии, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей. 30 Мероприятия, проводимые с детьми 2022-2023 гг. №№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственные Хетæгкати Къостайи номбæл конд бæрæгбон октябрь Воспитатели ср. и ст. групп «Фæззæг» - открытое занятие ноябрь Айрепетян.Л.Х. п/п 1 2 3 «Басилтæ» декабрь Муз.раб. Айрепетян.Л.Х. 4 «Зумæг на тургьи» - открытое занятие январь Айрепетян.Л.Х февраль Воспитатели ср. и ст. групп Айрепетян.Л.Х. март Воспитатели ср. и ст. групп Айрепетян.Л.Х. 5 6 7 8 «Афсæддони бæрæгбон» - открытое занятие «Уалдзæг æрцудæй Иристонмæ» – досуг «Ма фæлмæн мадæ» - открытое занятие Рагон ирон хæдзарæ – выставка и занятие «Уалахези бæрæгбон» - праздник Воспитатели ср. и ст. групп апрель Айрепетян.Л.Х. май Айрепетян.Л.Х. Воспитатели ср. и ст. групп 31 Театрализованные постановки на осетинском языке 2021-2022 гг. №№ Мероприятия п/п 1. Сроки Ответственные исполнения «Сайæгой» Айрепетян.Л.Х. 2. «Робасномæвæрæг» Воспитатели старшей группы Айрепетян.Л.Х. 3. «Хъелгъостæ» Айрепетян.Л.Х.,Воспитателиср..группы 32 План кружковой работы № Название мероприятия сроки Разучивание стихов К.Хетагурова, загадок, пословиц, поговорок. Конкурс лучшего чтеца стихов Сентябрь-Октябрь Октябрь-с 15 октября 2. Разучивание, пение осетинских песен. Подготовка и проведение «Дня осетинской песни» Январь – Февраль Декабрь 3. Инсценировка стихов, песен, сказок. Проведение «Дня осетинской сказки» Февраль -март Февраль 4. Подготовка и проведение фольклорного праздника «Басилтæ» 5. Прослушивание и обыгрывание осет. Сказок,стих-й В течение гола (использ.материал из прилож. «Ирончиныг») 6. Разучивание стихов ,песен ,загадок на день осетинского языка 1. Май 33 Оборудование 1. Специальная литература -- Авторские песни, стихи. -- инсценировки. -- Осетинские сказки. -- Сценарии к праздникам и развлечениям. -- Детская художественная литература. -- Техническое оснащение. 2. Наглядный материал -- Сюжетные картинки. -- Предметные картинки. -- Игрушки. -- Игры. -- Макет: осетинского двора ,. -- Картины осетинских художников. -- Предметы быта осетинского народа. -- Куклы в осетинском наряде -- Дидактические игры. 34 Используемая методическая литература соответствует возрастным показателям и тематике ДОУ. 1. «Программа по осетинскому языку как второмудля дошкольных образовательных учреждений» под редакцией К.Т.Джимиевой. 2. Методические рекомендации для воспитателей по приобщению к традиционной культуре осетин и обучению осетинскому языку детей дошкольного возраста.(Из опыта работы Ф.Х.Каллаговой.) 3. Дзадзаева Р.«Учебно – методическое пособие по обучению осетинскому языку как второму детей младшей, средней группы ДОУ 4. Джимиты К. «Ирон æвза гахуыргæнæн чиныг рæвдауæндæттæн. 5. ТокатыДз. «Иро нæвзаджы чины грæвдауæндæттæн. 6. Моураты М. «Дидактико нæрмæг ныхасы рæстыл кусынæн» «Дидактикон хъæстытæ æмæ улæфты минуттæ» «Æмбисæндтæ æмæ уыци – уыцитæ» 7.Кутьина Н.Б. Программа «Знакомство дошкольников с культурой Осетии». Санкт-Петербург, 2004 8. Нæ хурты хуртæн. 35 36