1
2
Отчет
по самообследованию
МБДОУ д/с№ 4 Сказка» с.Чикола
за 2022 календарный год
Аналитическая часть
1. Общие сведения об образовательной организации
Наименование
ОО (полное и
краткое
наименование
организации)
Адрес
Телефон
Электронная
почта
Ф.И.О.
заведующего
Информация об
учредителе
Реквизиты
лицензии
на
образовательну
ю деятельность
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Сказка» общеразвивающего вида (МБДОУ д/с № 4)
РСО-АЛАНИЯ Ирафский район с.Чикола ул.Морозовой, 31а
8 (86734)3-26-90
skazka.dou@bk.ru
Карашева Галина Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с №4 с.Чикола Ирафский район
Лицензия От 16.12.2022г. № ЛО35-01233-15/00250647
Учреждение расположено в двухэтажном здании. Все помещения дошкольного
учреждения отремонтированы. Имеется санитарно-эпидемиологическое заключение.
Цель деятельности детского сада - создание равных условий для всестороннего
и гармоничного развития каждого ребенка, создание развивающей образовательной
среды, для позитивной социализации и индивидуализации детей, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам
деятельности, формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности,
создание условий для воспитания и образования детей с ОВЗ.
Режим работы организации установлен Учредителем, исходя их потребностей
семьи и финансирования учреждения, и является следующим: режим пребывания
детей в дошкольном учреждении определен 12 часовым днем.
МБДОУ работает 5 дней в неделю с 7.00 ас до 19.00 часов. Выходные – суббота,
воскресенье, праздничные дни.
3
Режим питания в детском саду 4 кратный. В режиме работы дошкольного
учреждения предусмотрены зимние и летние каникулы. Во время каникул проводятся
занятия эстетического и оздоровительного плана, увеличивается продолжительность
прогулки. Содержание педагогической работы в этот период направлено на создание
оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной
активности.
2. Система управления МБДОУ
Управление МБДОУ осуществляется в соответствии
с действующим
законодательством РФ и Уставом детского сада.
Учредителем Учреждения является администрация местного самоуправления
Ирафского района.
Координацию и регулирование деятельности Учреждения осуществляет
Управление образования администрации с.Чикола в пределах компетентности
установленной действующим законодательством.
Руководство учреждением осуществляет заведующий – контролирует работу и
обеспечивает эффективное взаимодействие групп дошкольного учреждения,
утверждает штатное расписание, отчетные документы, осуществляет общее
руководство дошкольным учреждением.
Организационная структура управления в учреждении представляет собой
совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми
распределены полномочия. При выстраивании стратегии развития нашего
дошкольного учреждения мы учитываем особенности возможностей детей, запросы
родителей, постоянное совершенствование профессионального мастерства
педагогического коллектива. Разработанная схема управления ДОУ дает возможность
правильно координировать работу всего коллектива.
В МБДОУ № 4 действуют следующие органы самоуправления:
Общее собрание трудового коллектива;
Педагогический совет;
Родительский комитет.
Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий
Наименование органа
Заведующий
Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное
взаимодействие всех сотрудников организаций, утверждает
штатное расписание, отчетные документы организаций,
организация и контроль работы административноуправленческого аппарата;
Распределяет учебную нагрузку, осуществляет прием на
работу работников, заключение и расторжение с ними
трудовых
договоров,
распределение
должностных
обязанностей,
создание
условий
и
организация
дополнительного
профессионального
образования
работников, утверждает графики работы и расписания
занятий, должностные инструкции, в том числе право
приостановления выполнения решений коллегиальных
4
органов управления или наложения вето на их решения,
противоречащие законодательству, уставу и иным
локальным нормативным актам;
Утверждает приказы и распоряжения, обязательных для
всех работников и обучающихся Учреждения;
Устанавливает должностные оклады (ставки заработной
плата) работникам Учреждения в пределах финансовых
средств и с учетом ограничений, установленных
федеральными и местными нормативами;
Осуществляет общее руководство детским садом.
Общее собрание трудового коллектива Осуществляет полномочия трудового коллектива, обсуждает
проект коллективного договора, правила внутреннего
распорядка.
графики
отпусков
работников
ДОУ,
рассматривает и обсуждает программу развития ДОУ;
вносит изменения и дополнения в Устав ДОУ, другие
локальные акты;
рассматривает и обсуждает проект
годового плана; обсуждает вопросы состояния трудового
коллектива в ДОУ и мероприятия по ее укреплению,
рассматривает факты нарушения трудовой дисциплины
работниками;
рассматривает
вопросы
охраны
и
безопасности условий труда работников, охраны жизни и
здоровья воспитанников ДОУ; заслушивает отчеты
руководителя о расходовании бюджетных и внебюджетных
средств; в рамках действующего законодательства
принимает
необходимые
меры,
ограждающие
педагогических и других работников, администрацию от
необоснованного вмешательства в их профессиональную
деятельность, ограничения самостоятельности ДОУ, его
самоуправляемости.
Педагогический совет
Осуществляет управление педагогической деятельностью.
Определяет направления образовательной деятельности
ДОУ; утверждает общеобразовательные программы,
рассматривает и утверждает проект годового плана работы
ДОУ; обсуждает вопросы содержания, форм и методов
образовательного процесса, планирования педагогической
деятельности ДОУ; рассматривает вопросы повышения
квалификации, переподготовки, аттестации педагогических
кадров; организация дополнительных образовательных
услуг воспитанникам, в том числе платных; подводит итоги
деятельности работы ДОУ за год (отчеты, доклады,
результаты); организует обобщение, распространение,
внедрение педагогического опыта среди педагогических
работников ДОУ; заслушивает информацию
Родительский комитет.
Рассматривает
вопросы:
развития
образовательной
организации,
финансово-хозяйственной
деятельности,
оказание посильной помощи в материально–техническом
оснащении ДОУ, благоустройство его помещений, детских
площадок и территории. Содействует в
организации
совместных мероприятий с родителями. Заслушивает отчеты
заведующего о создании условий для реализации
образовательных программ в ДОУ; участвует в подведении
5
итогов деятельности дошкольного учреждения за учебный
год по вопросам работы с родительской общественностью.
Схема управления в МБДОУ д/с № 4 «Сказка»
заведующий
Педагогический
совет
Завхоз
Зам.зав. по
УВР
Специалисты
Родительский
комитет
Воспитатели
Младшие
воспитатели
Обслуживающий
персонал
Дети и родители
В детском саду работает профсоюзная организация, в которую входят 49 человек
(33%). Отношения между администрацией и профсоюзной организацией строятся на
основе социального партнерства и взаимодействия сторон. Администрация
учреждения при разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих социальнотрудовые права работников, учитывает мнение профсоюза.
Совместно с
руководителем профсоюз принимает участие в разработке и реализации мероприятий
по развитию дошкольного учреждения. Профсоюзный комитет высказывает свое
мнение заведующему дошкольным учреждением по соблюдению трудового
законодательства в вопросах нормирования и оплаты труда, предоставлению отпусков,
установлению материальных поощрений работникам. Профсоюзная организация
принимает активное участие в организации культурно-массовой и спортивной работы
с сотрудниками детского сада.
6
Вывод: В МБДОУ создана структура управления в соответствии с целями и
содержанием работы учреждения. В ДОУ реализуется возможность участия в
управлении детским садом всех участников образовательных отношений. Управление
в ДОУ реализуется в режиме развития. Структура и механизм управления
дошкольного учреждения позволяют обеспечить стабильное функционирование,
способствуют развитию инициативы участников образовательного процесса.
3.
Оценка образовательной работы.
3.1. Документы, в соответствии с
деятельность либо
которыми
ведется
образовательная
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №
30384);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
дошкольных
организациях».
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 года № 26;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»;
Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребёнка Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276
«Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
Устав МБДОУ д/с №4«Сказка», утвержденным распоряжением АМС Ирафского
района
ЕГРЮЛ
Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
Образовательная программа:
Годовой план: Учебный график:
Календарно-тематическое планирование:
7
Вывод: Дошкольное учреждение функционирует в соответствии с нормативными
документами в сфере образования Российской Федерации.
Основные образовательные программы (с указанием количества
обучающихся, групп)
Образовательная деятельность в детском саду организована в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 –ФЗ « об образовании в Российской
Федерации», ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
Образовательная деятельность ведется на русском языке, в очной форме,
уровень образования – дошкольное общее образование. Образовательный процесс в
ДОУ строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных
особенностей в соответствии с требованиями образовательных программ.
Содержание и организация образовательного процесса в детском саду
определяется утвержденной основной образовательной программой дошкольного
образования, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования с
учетом примерной
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.
Содержание программы обеспечивает создание равных условий для
всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка, создание развивающей
образовательной среды, для позитивной социализации и индивидуализации детей, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному
возрасту видам деятельности, формирование у дошкольников предпосылок к учебной
деятельности, создание условий для воспитания и образования детей с ОВЗ.
Для работы с детьми с ОВЗ разработана и реализуется адаптированная основная
образовательная программа для детей с ТНР, разработанная на основе «Программы
воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Г.А.Каше; Т.Б.Филичевой; Г.В.Чиркиной; и «Примерной адаптированной основной
образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева. Цель программы - построение
системы коррекционно – развивающей работы в логопедических группах для детей с
общим недоразвитием речи в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей
взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного
образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Также реализуется адаптированная основная образовательная программа для
детей с задержкой психического развития. Целью данной программы является
построение системы коррекционно – развивающей работы для детей с задержкой
психического развития в возрасте от 4 до7лет, предусматривающей полную
интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения
и родителей дошкольников.
3.2.
8
Для художественно-эстетического развития реализуется
парциальная
программа И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». Парциальная программа
«Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных
занятий с дошкольниками. Программа «Ладушки» представляет собой качественно
разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять
комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия
музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так
же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному
воспитанию для детей от 3-х до 7-ми лет.
По физическому развитию детей реализуются парциальная программа:
Г.Ю.Байкова «Физическое развитие 3-7 лет», и В.Г. Алямовская «Здоровье».
Программа направлена на воспитание дошкольника физически здорового,
разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством
собственного достоинства.
В ДОУ разработан учебный график, в котором определена учебная нагрузка,
каникулы, количество образовательной деятельности согласно СанПиН 2.4.1.304913
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Учебный процесс также регламентируется расписанием образовательной
деятельности по возрастам, утвержденным заведующим ДОУ и согласованном на
педагогическом совете.
В
дошкольном
учреждении
разработано
комплексно-тематическое
планирование, которое представляет собой систему недельных тематических
мероприятий с обязательным итоговым мероприятием. Вся образовательная работа с
детьми строится на игровом принципе с включением проблемного и развивающего
обучения.
В настоящее время в ДОУ функционирует 8 групп, возраст воспитанников от 1,5
до 7 лет.
Вывод: Образовательный процесс в детском саду организован в соответствии с
государственной политикой в сфере образования, федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
образовательными
программами дошкольного образования.
3.3. Организация учебного процесса в ДОУ
В организации образовательного процесса отмечается гибкость, ориентированность
на возрастные и индивидуальные особенности детей, что позволяет осуществлять
личностно - ориентированный подход к детям. Содержание образовательной работы
соответствует требованиям социального заказа (родителей), обеспечивает
обогащенное развитие детей за счет использования реализуемых в ДОУ программ.
Организация жизни детей в детском саду, предусматривает формирование
9
необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе
воспитания и обучения в повседневной жизни.
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе режима дня, который
включает в себя необходимые режимные моменты и устанавливает распорядок
бодрствования и сна, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур,
организацию непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности,
прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников. В режиме работы ДОУ
предусмотрены зимние и летние каникулы. Во время каникул проводятся занятия
эстетического и оздоровительного цикла, а также увеличивается продолжительность
прогулок. Все мероприятия культурно-досуговой деятельности проводятся
ежемесячно согласно программе и годовому плану, с учетом интересов детей и не в
ущерб другим видам детской деятельности.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует
СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от 27.08.2015г.) раздел 11 пункт 11.9, 11.11: в
первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут
соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Проектирование
педагогического процесса осуществляется на основе
эффективных технологий, методов и форм работы с детьми, соответствующих их
возрастным и индивидуальным особенностям и на основе комплексно-тематического
планирования, с соблюдением баланса между обучением и свободной игрой детей.
Использование современных педагогических технологий (проектной, игровой, ИКТ и
т.д.) в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения
дошкольников, позволило значительно повысить самостоятельную активность детей,
развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами
находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов действительности. А также, делает
образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.
Содержание образования реализуется через совместную деятельность ребенка со
взрослым (в том числе, в ходе режимных моментов, включая индивидуальную работу
с детьми и непосредственно образовательную деятельность) и самостоятельную
деятельность детей. Исключительное значение придается игре как основной форме
работы с детьми дошкольного возраста и ведущему виду детской деятельности.
Педагогами используются ИКТ в работе с детьми, которые направлены на
осуществление личностно – ориентированного обучения с учетом индивидуальных
особенностей.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и
целенаправленного действия детей во всех видах деятельности. Они содержат
разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и
расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и
потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает
требованиям безопасности, СанПиН, что позволяет воспитанникам свободно
10
передвигаться. В каждой возрастной группе имеется необходимый инвентарь для
физического активности. Организация предметно-развивающей среды в различных
возрастных группах имеет свои отличительные признаки.
В начале учебного года проводится смотр развивающей предметнопространственной
среды в каждой возрастной группе, с целью подготовки
дошкольного учреждения к началу учебного года, с учетом определенных критериев.
По результатам смотра педагогам даются рекомендации по выявленным недостаткам.
В 2021году дошкольное учреждение проходило независимую оценку качества
условий оказания услуг, по результатам проверки были выявлены недостатки. Был
составлен план работы по устранению недостатков выявленных в ходе проверки. На
данный момент некоторые недостатки уже устранены: сайт образовательного
учреждения приведен в соответствие с нормативно-правовыми актами, приобретены
стенды для размещения полной и доступной информации для родителей. Осталось
привести в соответствие организация комфортных условий предоставления услуг и
созданию доступных услуг для инвалидов.
Вывод:
В дошкольном учреждении создаются необходимые условия для
всестороннего развития ребенка.
Содержание и качество подготовки воспитанников
Реализация образовательной программы предполагает оценку индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической
диагностики в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября
2013г.№1155, п.3.2.3.
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится 2 раза в учебном году, в
сентябре и мае. Система педагогической диагностики (мониторинга) осуществляется в
соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает комплексный подход к оценке
индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их
достижений в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования.
Разработаны диагностические карты освоения основной образовательной программы
в каждой возрастной группе. В процессе проведения используются следующие
методы: наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе непосредственной
образовательной деятельности; анализ продуктов детской деятельности; беседы;
игровые ситуации. Диагностика оценивается тремя уровнями: низкий, средний,
высокий.
Однако если провести сравнительный анализ среди показателей на конец
учебного года остаются высокий и средний уровни по образовательным областям
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественноэстетическое развитие» педагогам следует уделить внимание на обучающихся с
низким уровнем по образовательным областям. Запланировать индивидуальную
работу, обратить внимание на тех детей которые нуждаются в помощи специалистов.
Педагогам совместно со специалистами разработать план индивидуальной помощи
ребенку.
11
Улучшились показатели по физическому развитию, так как были пересмотрены
критерии оценивания. В старшем возрасте добавлены два показателя (бросок
набивного мяча, поднимание туловища); в младшем возрасте добавлен один
показатель (наклоны вперед с гимнастической скамейки.
Анализ посещения занятий показывает, что педагоги недостаточно внимание
уделяют речевому развитию. Западает развитие связной речи, умению составлять
рассказы по сюжетным картинам, работа со словом. В следующем учебном году
следует пристальное внимание уделить речевому развитию. Разработать ряд
семинаров, консультаций в данном направлении, запланировать открытые просмотры
образовательной деятельности. Учителю – логопеду провести мастер-класс по
формированию звуковой культуры речи.
- оценка развития детей подготовительной группы
На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых
школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на
формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Результаты усвоения образовательной программы детей подготовительной группы.
В целом можно сказать о достаточно хорошем уровне подготовке детей к обучению в
школе. Работа велась в следующих форматах: подгрупповые и индивидуальные
занятия. В процессе занятий решались следующие задачи: развитие психических
процессов у детей, совершенствование памяти, внимания, восприятия, а также
развитие моторики; развитие коммуникативных навыков; развитие эмоциональной
сферы; психологическая подготовка к школе.
Работа с детьми по развитию и коррекции познавательной сферы осуществлялась
по программе коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста
В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в средней, старшей группе», а
также по программе подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Коррекционноразвивающие занятия в подготовительной группе, Л.И.Катаева», Арцишевская
«Тренинг для будущих первоклассников». Цель данных занятий, совершенствование
уровня развития познавательных психических процессов у детей, их коррекция и
развитие, а также подготовка к обучению в школе.
В целом можно говорить о достаточно хорошем уровне подготовке детей к
обучению в школе.
Анализ и оценка коррекционной работы
В дошкольной образовательной организации обеспечивается комплексное психологопедагогическое сопровождение детей ОВЗ на протяжении всего образовательного
периода.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога осуществлялась с
использованием коррекционно-развивающих и психопрофилактических программ:
- Программа «Занятия для адаптации детей к условиям детского сада». А.С. Ронжина
- Коррекционно-развивающие занятия для детей средней, старшей групп по
программе В.Л. Шарохиной
12
- Коррекционно-развивающие занятия для детей подготовительной группы по
программе Л. Катаевой, В.Л. Шарохиной.
- Психологический тренинг для будущих первоклассников, Арцишевская И.Л.
- Программа занятий для развития у детей эмоциональной сферы «Удивляюсь, злюсь,
боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
- Развитие эмоциональной сферы, работа с проблемными детьми. Коррекционноразвивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста, Алябьева Е.А.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью. Методическое пособие. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П.
- Программа Адаптированной примерной основной образовательной Программы для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи./ Под ред. Проф. Л.В.Лопатиной
С целью предупреждения возможных отклонений в развитии детей, в связи с их
переходом на новую возрастную ступень, велась психологическая профилактическая
работа. Деятельность по данному направлению включает работу по адаптации детей
к ДОУ.
В соответствии с планом работы проводилось психолого-педагогическое
наблюдение за детьми в адаптационный период. В период с сентября по декабрь месяц
в детском саду проходил адаптационный период вновь поступивших детей, так и
посещающих дошкольное учреждение.
По мере поступления детей, выявлялась степень их адаптации. Для каждого ребенка
заводился адаптационный лист, в котором отмечалось:
эмоциональное состояние ребёнка (настроение);
качество сна и питания;
социальные контакты (общение с детьми и со взрослыми).
Из полученных показателей можно сделать вывод о степени адаптации ребенка к
детскому саду. Получены результаты: из 35 детей (на 31.12.2021г.), закончилась
адаптация у 27 человек:
легкая степень адаптации – 10 детей (29 %);
средняя степень адаптации – 17 детей (49 %);
тяжелая степень адаптации – 0.
Педагогом-психологом в адаптационный период для родителей были
подготовлены консультации: «Адаптация ребенка к ДОУ»; «Особенности психики и
поведения в раннем возрасте»; «Безопасность детской игрушки»; «15 способов
успокоить ребенка»; «О чем может рассказать поза спящего ребёнка»; «Вечерние игры
с малышами»; «Если ребенок кусается».
Получение индивидуальных результатов по каждому ребенку позволяет
спрогнозировать успешность детей в усвоении программы «От рождения до школы»
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Основными целями психологического просвещения являются передача
педагогам, родителям, специалистам знаний о психологических и возрастных
особенностях детей, о закономерностях их развития, оптимальных путях организации
общения и воспитания, принципах организации деятельности детей, а также
формирование потребности в психологических знаниях, внимания к психологическим
аспектам работы с детьми.
13
4. Работа с педагогами.
Для воспитателей проводились индивидуальные консультации по организации и
проведению коррекционной работы с детьми во второй половине дня, после сна;
выданы материалы для оформления родительского уголка на темы (в старшей группе):
«Вместе весело дышать!»; «Веселые игры со звуками»; «Как пополнить словарный
запас у детей»; «Посмотри и расскажи»; «Занимательные прогулки (игры для развития
связной речи и не только…)».
В подготовительной группе: «Поговорим о связной речи»; «О логопедических
домашних заданиях»; «Делаем дыхательную гимнастику правильно!»; «Как пополнять
словарный запас у детей 6-7 лет»; «Играем и развиваем грамматический строй речи»;
«Готовим руку к письму».
Велось сотрудничество с педагогом-психологом, работа в ПП к детского сада.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и
отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Особенно удачными считаю следующие мероприятия:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения
диагностических исследований;
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей;
3. Приобретение принтера.
Отрицательные моменты считаю:
- болезнь детей.
- недостаточно высокая потребность родителей в применении логопедических знаний
в воспитании и развитии своих детей.
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу
по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные
детьми навыки и умения.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди
педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.
Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку
детей к обучению в школе.
Выводы: Качество подготовки обучающихся соответствует предъявляемым
требованиям. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ реализуется
в полном объеме. Система педагогического мониторинга, используемая в ДОУ, в
полной мере удовлетворяет целям и задачам педагогической диагностики развития
воспитанников ДОУ, соответствует ФГОС ДО. В целом можно говорить о достаточно
хорошем уровне школьной готовности. Коррекционная работа имеет положительную
динамику.
Выводы по разделу: Образовательная деятельность в дошкольном учреждении
соответствует требованиям, предъявляемыми законодательством к дошкольному
образованию. Содержание учебного процесса направленно на сохранение и
14
укрепление здоровья воспитанников,
предоставление равных стартовых
возможностей для полноценного развития каждого обучающегося.
направленности можно сделать вывод о том, что в дошкольном учреждении
создаются условия для самоопределения и самореализации воспитанников, имеющих
различные стартовые возможности, через организацию культурных практик, которые
представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных
интересах ребенка виды самостоятельной деятельности. Активно принимают участие
в конкурсах дети с ОВЗ.
Эффективные формы работы с родителями.
Одним из важных условий реализации образовательной программы ДОУ
является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители – главные
участники образовательного процесса. Задача коллектива – установить партнёрские
отношения, объединить усилия для развития и образования детей, создать атмосферу
общности интересов, активизировать совместную деятельность в системе «детский сад
– семья».
В течении учебного года взаимодействие с семьей осуществлялось по разработанному
плану
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы был заполнен социальный паспорт
детского сада. В ходе анализа состава семей воспитанников, были получены данные
образовательного уровня родителей их социальное окружение.
В течении года во всех возрастных группах были проведены родительские
собрания, как в очном так и дистанционном режиме: «Что это, кто это?» (детское
экспериментирование); «Воспитание у ребенка интереса к книгам»; «Рисуем всей
семьей»; «Наши семейные традиции» (презентация).
Педагоги активно использовали в своей работе проведение совместных с
родителями мероприятий, в которых родители становились участниками спортивных
конкурсов, соревнований, помощниками в благоустройстве групп и территории
дошкольного учреждения. План работы с семьями воспитанников:
В рамках реализации Национального проекта «Образования» с целью
реализации вариативных форм обучения и воспитания детей в дошкольном
учреждении функционирует консультационный пункт для родителей, чьи дети не
посещают ДОО, а так же и для родителей детей посещающих ДОУ. Деятельность
консультационного пункта обеспечивается «Положением о консультационном
пункте». В деятельности консультационного пункта принимают участие
администрация и педагоги МБДОУ. Осуществляется оказание консультативной
помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания,
обучения и развития ребенка дошкольного возраста (от 0 до3 лет, с 3 до7 лет, );
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих
образовательные учреждения. Для получения обратной связи с родителями
(законными представителями)
функционирует обратная связь на сайте
образовательного учреждения.
15
В дошкольном учреждении было проведено анкетирование.
Целью данного
анкетирования являлось изучение степени удовлетворенности родителями качеством
получаемого образования и условиями его получения в дошкольном образовательном
учреждении. Результаты анкетирования среди родителей на предмет их
удовлетворенности работой ДОУ позволяют сделать вывод о том, что 92 %
опрошенных родителей полностью удовлетворены образовательной деятельностью,
проводимой в ДОУ.
Вывод: В МБДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов
родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители
получают информацию о целях и задачах учреждения, имеют возможность обсуждать
различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ, участвовать в жизнедеятельности
детского сада. В работе с родителями педагоги используют нетрадиционные формы:
семинары-практикумы, мастер-классы, собрания в нетрадиционной форме.
Необходимо продолжать использовать в работе с родителями нетрадиционные формы
с целью повышения качества взаимодействия с родителями воспитанников.
4. Оценка функционирования внутренней системы качества образования
Для полноценного функционирования системы контрольно - аналитической
деятельности в МБДОУ создан реестр нормативно-правовой документации
регламентирующий деятельность в МБДОУ № 4 по осуществлению контроля, который
включает в себя следующие документы:
Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в
образовательных учреждениях;
Приказ Минобразования России от 05.10.99г. №473;
Письмо Минобразования РФ от 4 августа 2000г. №236, №23- 16 «Об организации
контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»;
Концептуальные основания внутренней системы оценки качества образования
определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии
качества образования. Система оценки образовательной деятельности предполагает
оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых ДОУ,
включая
психолого-педагогические,
кадровые,
материально-технические,
финансовые, информационно-методические, управление ДОУ и другие.
Контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления,
служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность
руководителю прогнозировать пути развития детского сада, правильно ставить цели
на будущее.
С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности
применяем педагогический мониторинг, который даёт качественную и своевременную
информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
Контроль в дошкольном учреждении проводится по плану утвержденному
заведующим на начало учебного года, и представляет собой следующие виды:
- оперативный контроль;
- тематический /2 - 3 раза в год (к педсоветам);
- фронтальный;
16
- взаимоконтроль;
- мониторинг.
Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, зам.зав.по
УВР, завхоз, медицинская сестра, педагогические и иные работники. Заведующий не
позднее чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля,
устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного,
доводит до сведения проверяемых и проверяющих разработанный и утвержденный
план-задание предстоящего контроля. План-задание предстоящего контроля
составляет старший воспитатель. План - задание определяет вопросы конкретной
проверки и должен обеспечить достоверность результатов контроля.
Результаты оценивания используются для корректировки образовательного
процесса и условий образовательной деятельности и повышения качества образования.
Данные, полученные в результате контрольно-оценочных мероприятий, отражаются в
отчёте о результатах самообследования, публичном докладе, других отчётных
документах МБДОУ. Результаты внутренней оценки качества образования в МБДОУ
рассматриваются на общем собрании работников, педагогическом совете, рабочих
совещаниях для анализа эффективности деятельности и определения перспектив
развития ДОУ.
Мониторинг качества образовательной деятельности предусматривает сбор,
системный учёт обработку и анализ информации об организации и результатах
образовательной деятельности для эффективного решения задач управления
качеством. На основании приказа заведующей ДОУ по результатам мониторинга
устанавливаются сроки устранения недостатков, поощрения педагогов.
Вывод: В ДОУ создана функциональная, соответствующая законодательным и
нормативным требованиям внутренняя система оценки качества, позволяющая
своевременно корректировать различные направления деятельности ДОУ.
Педагоги дошкольного учреждения систематически повышают свою квалификацию.
Методическая работа в ДОУ направлена на повышение компетентности педагога в
вопросах совершенствования образовательного процесса и создание такой
образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал
каждого педагога, всего педагогического коллектива и повышение качества
образовательного процесса ДОУ.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является
дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их
профессионального уровня. Эффективность работы в конечном итоге определяется
самостоятельной работой педагога, его самообразованием. В помощь педагогам
разработаны рекомендации в которых содержаться основные аспекты
самообразования, требования к оформлению документации по самообразованию,
рекомендации по выбору тем и представлении результатов.
5. Оценка качества учебно-методического обеспечения цифровой
трансформации.
Методическое обеспечение соответствует ООП МБДОУ№4 «Сказка»,
17
ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования. В ДОУ имеется методическая литература по направлениям
развития дошкольников: социально-коммуникативное, физическое, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое в соответствии с ООП ДО; научно-методическая
литература, теория и методика организации деятельности дошкольников. На сайте
ДОУ имеются ссылки на порталы информационных образовательных ресурсов. В
2021году были приобретены: музыкальные инструменты, а также парциальная
программа «Ладушки» с методическим обеспечением. Из-за недостаточного
финансового обеспечения не своевременно приобретается новое методическое
обеспечение, соответствующее ФГОС ДО.
Выводы: В дошкольном учреждении создаются условия, обеспечивающие
повышение мотивации участников образовательного процесса на личностное
саморазвитие, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность. Педагоги
имеют возможность пользоваться имеющимся фондом учебно-методической
литературы. Но необходимо укомплектовать в достаточном количестве нагляднодидактическими материалами, демонстрационными, игровыми пособиями для
помощи педагогам в работе с дошкольниками, в соответствии с образовательной
программой и количеством возрастных групп. На сегодняшний день дошкольное
учреждение не в полном объеме обеспечено методическими пособиями.
6. Оценка материально-технической базы.
Анализ материально-технической базы.
Воспитательно - образовательная деятельность ведется в двухэтажном типовом здании
на праве оперативного управления, общей площадью 3219 кв.м. с центральным
отоплением, водоснабжением, канализацией. В детском саду функционирует 8
групповых помещений для детей с 12-ти часовым пребыванием, включающих
игровую, спальню, раздевалку, туалетную и умывальную комнаты. Каждая группа
имеет свой вход из общего коридора, запасные пожарные выходы. Группы оснащены
детской мебелью в соответствии с возрастом и требованиям СанПиН, шкафами для
учебно-методических и раздаточных материалов, рабочими столами и стульями, в т. ч.
для взрослых. Раздевалки оснащены шкафчиками для одежды и обуви детей,
лавочками, паласами или дорожками. Спальни оборудованы стационарными
кроватями. Туалетные зоны частично делятся на умывальную и зону санузлов. В
умывальной зоне расположены раковины для детей и шкафчики для индивидуальных
полотенец. Существующие в МБДОУ помещения, позволяют обеспечить
продуктивную и результативную деятельность детей и работников учреждения:
-спортивный и музыкальные залы;
- мини-музей краеведения;
- кабинеты:
- учителя-логопеда;
- педагога – психолога;
- методкабинет;
- административно – хозяйственного персонала;
- медицинский блок (медицинский и процедурный кабинеты);
18
В детском саду имеется отдельный пищеблок, оборудован согласно требованиям
СанПиН(а) и Госпожнадзора Пищеблок ДОУ полностью оборудован инвентарем
и посудой, моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук,
контрольными весами, электрическими плитами и сковородой, пищеварочным и
электро– котлами, универсальными мясорубкой и кухонной машиной,
разделочными столами, шкафом для хлеба, холодильниками.
Прачечная расположена на 1 этаже здания, имеет два изолированных помещения:
прачечная и сушильно - гладильная. Оборудована стиральными машинами с
автоматическим управлением (2),
Учреждение оснащено техническими средствами.
С целью поддержания комфортных условий воспитательно- – образовательного
процесса, в летний период проведен текущий (косметический) ремонт помещений
групп, коридоров, лестничных пролетов, бытовых и хозяйственных помещений,
выполнены работы по благоустройству территории, покраске ограждения
территории, теневых навесов и малых архитектурных форм на участках.
Создание безопасных условий жизнеобеспечения в ДОУ
В дошкольной образовательной организации созданы все необходимые условия
для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников. Основными
направлениями деятельности администрации по обеспечению безопасности
является:
-пожарная безопасность;
-антитеррористическая безопасность;
-обеспечение выполнения санитарно – гигиенических требований;
-охрана труда.
Дошкольное учреждение в достаточной степени оснащено первичными
средствами пожаротушения. Во всех помещениях соблюдаются требования к
содержанию эвакуационных выходов. Здание детского сада оборудовано
современной пожарно-охранной сигнализацией и тревожной кнопкой, что
позволяет оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации. В
детском саду разработан паспорт безопасности, имеются планы эвакуации,
памятки по пожарной безопасности. В групповых помещениях ДОУ, в целях
безопасности детей, вся мебель закреплена, нет травмоопасных игрушек, участки
для прогулок ежедневно осматриваются на наличие посторонних и травмоопасных
предметов.
В дошкольной организации соблюдаются меры безопасности жизнедеятельности
всех участников воспитательно-образовательного процесса:
-Безопасность детей и сотрудников МБДОУ обеспечивает лицензированное
охранное предприятие. Оплата охранных услуг осуществляется за счет
бюджетных средств.
- Поверка первичных средств пожаротушения проводится в соответствии с
нормативными требованиями.
-Проведено испытание пожарных лестниц и их ограждения, расчет
индивидуального пожарного риска специализированной фирмой.
-Разработана декларация пожарной безопасности;
19
-Организовано обучение работающих и воспитанников в учреждении мерам
обеспечения пожарной безопасности. Проводятся тренировочные мероприятия
один раз в полгода по эвакуации детей и всего персонала.
-Своевременно проводятся инструктажи по охране труда и технике безопасности,
пожарной безопасности с работниками, с обязательной регистрацией в журнале
инструктажа.
-Разрабатываются мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде,
спортивных мероприятиях и т.д.
-Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью
своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью
воспитанников и работников.
-Ежемесячно с младшими воспитателями и обслуживающим персоналам
проводятся планерки по обеспечению выполнения санитарно – гигиенических
требований СанПин.
-Имеется Акт проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к
2021-2022 учебному году, весеннего и осеннего осмотра здания и территории
ДОУ.
Вывод: В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается
безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
Общий вывод:
Структура и механизм управления дошкольного учреждения позволяют обеспечить
стабильное функционирование способствуют развитию инициативы участников
образовательного процесса.
Образовательный процесс в детском саду организован в соответствии с
государственной политикой в сфере образования, федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
образовательными
программами дошкольного образования.
В дошкольном учреждении создаются все необходимые условия для познавательного,
интеллектуально-творческого, физического развития воспитанников.
В МБДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов
родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители
получают информацию о целях и задачах учреждения, имеют возможность обсуждать
различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ, участвовать в жизнедеятельности
детского сада.
МБДОУ д/с №4 «Сказка» укомплектован достаточным количеством педагогических и
иных работников, которые регулярно повышают свой профессиональный уровень,
проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность
образовательной деятельности.
В дошкольном учреждении создаются условия, обеспечивающие повышение
мотивации участников образовательного процесса на личностное саморазвитие,
самореализацию, самостоятельную творческую деятельность. Педагоги имеют
возможность пользоваться имеющимся фондом учебно-методической литературы. Но
необходимо укомплектовать в достаточном количестве наглядно-дидактическими
20
материалами, демонстрационными, игровыми пособиями для помощи педагогам в
работе с дошкольниками, в соответствии
с образовательной программой и
количеством возрастных групп. На сегодняшний день дошкольное учреждение не в
полном объеме обеспечено методическими пособиями.
В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность
жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Результаты анализа деятельности
ДОУ, анализ показателей указывает на то, что детский сад имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и позволяет
реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС
ДО.
21