1
Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………… 5
1.3. Принципы реализации программы…………………………………… 5
1.4.Сроки реализации программы, формы и режим занятий….…………6
1.5. .Планируемые результаты и диагностика……………………………7
II. Содержательный раздел………………………… 11
2.1Формы, методы и средства реализации Программы
12
2.2.Деятельность педагога по поддержке детской инициативы……15
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников………………15..
2.4.Учебно тематическое планирование …………………………………17
III. Организационный раздел
3.1.Организационно – технический раздел. Материально – техническое обеспечение
программы…………………………………………………. 24
3.2.Перспективное планирование …...........................................25
3.3.Список использованной литературы………………………………………26
2
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка.
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали
информационные технологии, остро стоит вопрос грамотного, творческого,
профессионального приобщения молодого поколения к ИКТ – технологиям.
Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря
разработчикам «Bee-Bot» («Умная пчела») на современном этапе появилась
возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами
элементарного программирования. Это инструмент, закладывающий программные
основы системного мышления, математики, физики, технологии, естественных наук
и развитие инженерного творчества.
Занятие робототехникой (программируемый робот «Bee-Bot» («Умная пчела») даёт
хорошую старт- базу техническим знаниям, вызывает у ребят интерес к научноинженерному творчеству.
Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехникав мире детства»
(далее – образовательная программа) разработана в соответствии с действующим
законодательством и иными нормативными правовыми актами,
регламентирующими деятельность дошкольной организации. Нормативно-правовое
обеспечение программы:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утверждены Главным государственным
санитарным врачом РФ 15.05.2013, №26);
- Образовательной программой муниципального бюджетногодошкольного
образовательного учреждения детский сад №4 «Сказка»с.Чикола Ирафского района
РСО-Алания.
- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №4 «Сказка»с.Чикола Ирафского района РСО-Алания.
- Программой развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения детский сад №4 «Сказка»с.Чикола Ирафского
района РСО-Алания.
Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника в мире
детства» направлена на удовлетворение потребностей и интересов: детей 5 - 7 лет в
полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом,
родителей в получении качественных образовательных услуг.
3
Программа поможет педагогам дошкольных образовательных
организаций поддержать детскую инициативу в освоении интересного
увлекательного мира технического прогресса с помощью роботов Bee-Bot
"Умная пчела".
Дети получат представление об особенностях составления программ управления,
автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Отличительные особенности. Техническая направленность
обученияПрограммы «Робототехника в мире детства»способствует развитию у
дошкольников информационной культуры и взаимодействию с миром
технического творчества, освоению программирования, изучению причинноследственных связей.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и
региональной политики в сфере образования - развитие основ
технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Актуальность программы заключается в следующем:
•
востребованность развития широкого кругозора, у дошкольников
начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ
инженерного мышления;
•
деятельность, направленная на формирования навыков начального
программирования;
•
необходимость ранней пропедевтики робототехники: внедрение
наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток
квалифицированных специалистов.
•
программа отвечает требованиям направления муниципальной и
региональной политики в сфере образования - развитие основ научнотехнического творчества детей в условиях модернизации образования.
•
деятельностный
характер
технологического
образования,
направленность содержания на формирование предпосылок умений и
навыков,
обобщенных
способов
учебной,
познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет
формировать у дошкольников способность ориентироваться в
окружающем мире и формировать предпосылки учебной деятельности.
•
программа разработана с опорой на общие педагогические
принципы:
актуальности,
системности,
последовательности,
преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их
интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного,
существенного в образовательной работе), доступности, результативности.
Новизна
программы:
научно-техническая
направленность
обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что
способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с
миром технического творчества.
4
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие технического и творческого
потенциалаличности дошкольника через обучение основам элементарного
программирования с использованием робота Bee-Bot "Умная пчела".
Задачи:
1. Обучающая: формирование начальных навыков программирования.
2. Развивающая:
развитие
мышления
в
процессе
формирования
основныхприемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, умение выделять главное, самоконтролю и
самооценке.
3. Воспитательная: воспитание интереса к робототехнике и желание
заниматься техническим творчеством.
1.3.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип доступности -предполагает учет возрастных особенностей детей;
адаптированность материала к возрасту.
Принцип дифференциации -предполагает учет возрастных особенностей;
создание благоприятной среды для усвоения каждым ребенком содержания
образовательной области «Познание» раздела «Формирование элементарных
математических представлений».
Принцип наглядности и интерактивности -наличие наглядного материала
(ковриков и интерактивных игрушек - роботов) позволяет повысить у детей
активность, концентрацию их внимания, улучшить понимание и запоминание
материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более
привлекательным и захватывающим. Применение программируемого робота BeeBotпозволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные
в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность
дошкольников и усиливают усвоение материала.
Принцип систематичности- обучать, переходя от известного к неизвестному,
от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление
знаний, развитие познавательных возможностей детей.
Принцип комфортности- атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Принцип активности- реализация творческих задач достигается путем
использования в работе активных методов и форм обучения.
Принцип деятельности- реализуется в принятии идеи главенствующей
роли деятельности в развитии ребенка.
Принцип диагностирования - программируемый робот Bee-Bot, станет
5
отличным помощником в диагностике развития детей: развития внимания, памяти,
мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.
1.4. Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Продолжительность реализации программы: 2 года.
Участники Программы: педагог, родители и воспитанники дошкольных групп
Формы и режим совместной образовательной деятельности:
подгрупповая совместная деятельность в форме развивающих игровых ситуаций.
Продолжительность: в старшей группе 1 раз в неделю - 25 мин., в
подготовительной группе 1 раз в неделю - 30 мин.
Год обучения
Продолжительность
занятия
Количество
занятий
25 мин.
1 раз в неделю
30
раз в
неделю
30
1
(старший возраст 5 – 6
лет)
2
(старший возраст 6-7
лет)
30 мин
Месяц / неделя
1
В год
количество развивающих игровых ситуаций
старшая группа
подготовительная к школе
группа
Сентябрь 3-4 нед
Октябрь 1-4 нед.
2
4
2
4
Ноябрь1-4 нед.
4
4
Декабрь1-4 нед.
4
4
Январь 3-5 нед.
Февраль 1-4 нед.
2
4
2
4
Март 1-4 нед.
4
4
Апрель 1 - 4 нед.
4
4
Май 1-2 нед
Общее количество
2
30
2
30
6
1.5.
Планируемые результаты и диагностика
К концу 1 года обучения (к 6 годам):
- Проявляет интерес к начальному программированию.
- Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму,
правилу или схеме.
- Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой,
к позитивной оценке результата взрослым.
- Работает со схемой и таблицей, ориентируется в пространстве игрового
поля (тематического коврика).
- Управляет поведением роботов Вее-Воtпри помощи простейшего
программирования.
- Создает простейшую программу, самостоятельно программирует роботов
Вее- Воtв соответствии с заданной темой, условиями, инструкциями.
- Проявляет творческую активность и самостоятельность.
- Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения работы.
К концу 2 года обучения (к 7 годам):
- Владеет различными приемами работы с роботами Вее- Воt
- Решает задачи практического содержания, моделирует и исследует
процессы программирования.
- Овладевает началами программирования, задавая роботу план действий и
разрабатывая для него различные задания.
- Умеет составлять алгоритмы, может разбить общую задачу на подзадачи,
спланировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность.
- Владеет коммуникативными навыками, умеет работать в команде,
эффективно распределяет обязанности.
- Излагает мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений.
- Умеет искать нужную информацию, перерабатывать и усваивать её.
Хорошо ориентируется в окружающем пространств
7
Оценка результативности реализации программ
В программе
«Умная пчелка» разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста
знаний, умений, навыков.
С этой целью используется адаптированная диагностическая методика.
Оценка результативности реализации программы проводится два раза в год: в
сентябре и мае месяце; в течение учебного года педагоги также отмечают динамику
в развитии математических способностей ребёнка.
Диагностика.
I. Количество и счёт.
1. Счёт в пределах 10.количественный
На столе воспитателя выложены десять кругов разного цвета. Воспитатель
подзывает к себе ребенка.
Задает вопрос: «Посчитай, сколько здесь кругов»? Если ребенок ошибется или
затрудняется, воспитатель помогает ему. (один, два, три и т. д.)
порядковый
Воспитатель задает ребенку вопрос: «Посчитай теперь круги по порядку».
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. (первый, второй, третий и
т. д.)
2. Количественный и порядковый счет: умение отвечать на вопросы.
сколько.
После того как ребенок посчитал круги воспитатель задает вопрос: «Сколько всего
кругов?»
Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит его еще раз пересчитать
круги и вновь задает ему вопрос (который)
Воспитатель задает вопрос: «Который по счету красный круг?»(синий, зеленый) и т.
д.
Если ребенок ошибается, воспитатель просит его еще раз посчитать круги по
порядку.
3. Умение отсчитывать количество.
• на единицу больше.
Воспитатель показывает ребенку карточку с предметами (например на карточке
пять зайцев).
Воспитатель задает вопрос ребенку: «Посчитай сколько зайцев у меня на
карточке?»
8
После ответа ребенка воспитатель дает ему задание: «Отсчитай морковок на одну
больше чем зайчиков»
Ребенок отсчитывает раздаточный материал приготовленный воспитателем (в
подносе лежит семь морковок)
• на единицу меньше.
Воспитатель дает следующее задание ребенку: «А теперь отсчитай морковок на
одну меньше, чем зайчиков».
Если ребенок ошибается, воспитатель ему помогает.
II. Величина.
сравнениепредметов по толщине и ширине путем наложения.
У воспитателя на столе пять бочек разных по толщине и пять полосок разных по
ширине.
Воспитатель просит ребенка сравнить путем наложения толщину бочек.
Воспитатель задает задание: «Наложи на самую толстую бочку-бочку потоньше.
Затем еще тоньше и т. д. до самой тонкой бочки.
(Наложение по ширине выполняется также как по толщине).
Воспитатель оказывает ребенку помощь, чтобы полоски и бочки не съезжали друг с
друга, т. е придерживает слегка.
сравнение предметовпо длине путем прикладывания.
У воспитателя на столе пять карандашей разной длины.
Воспитатель дает задание ребенку: «Разложи карандаши сверху вниз от самого
длинного до самого короткого.
Если ребенок затрудняется, воспитатель кладет самый длинный карандаш сверху и
просит ребенка найти карандаши короче и приложить его к самому длинному, а
затем еще короче и т. д.
сравнение предметовпо высоте путем раскладывания по порядку.
У воспитателя на столе пять елочек разных по высоте
Воспитатель дает ребенку задание: «Разложи елочки слева направо от самой
высокой до самой низкой»
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает найти самую высокую елочку и
кладет её слева, а затем просит ребенка найти ёлочку пониже, затем ещё ниже и так
до самой низкой.
III. Форма
знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
У воспитателя на столе или фланелеграфе разложены геометрические фигуры.
Воспитатель дает задание ребенку: Назови и покажи каждую фигуру.
В случае затруднения воспитатель называет фигуру, а ребенок её показывает.
знание характерных особенностей геометрических фигур (количество углов,
сторон, равенство, неравенство).
У воспитателя на столе всё те же геометрические фигуры. Воспитатель дает ребенку
задание: «Покажи и назови геометрические фигуры у которых нет углов». (круг,
овал)
- А теперь покажи и назови геометрические фигуры, у которых есть углы
(треугольник, квадрат, прямоугольник.)
- Посчитай и скажи, сколько углов у треугольника?; квадрата?; прямоугольника?
9
- У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрата)
- У какой геометрической фигуры только противоположные стороны равны?
(прямоугольник)
Как мы называем смежные стороны прямоугольника? (неравные)
Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает эти стороны и спрашивает:
«Они равные или неравные»?
IV.Ориентировка в пространстве.
Определение взаимного расположения предметов в пространстве.
Право – лево.
Воспитатель подзывает ребенка и просит: «Покажи у себя правой рукой правый
глаз.
- Покажи у себя левой рукой левое ухо.
- Покажи у себя правой рукой левую руку.
- Покажи у себя левой рукой правую ногу.
Спереди - сзади.
Воспитатель подзывает двух детей и просит одного ребенка встать впереди, а
другого сзади диагностируемого ребенка.
Воспитатель спрашивает:
- Где стоит, например, Маша, по отношению к тебе? (ответ: Маша стоит спереди
меня.)
- Где стоит Максим по отношению к тебе? (ответ: Максим стоит сзади).
Если ребенок не может ответить, воспитатель проговаривает нужные слова в
вопросе.
-Кто стоит сзади тебя?
-Кто стоит спереди тебя?
Между, рядом, около.
Диагностируемый ребенок между двумя детьми.
Воспитатель спрашивает ребенка: «Где ты стоишь?». Если ребенок затрудняется,
воспитатель спрашивает: «Между кем ты стоишь?»(Ответ: Я стою между
Машей и Максимом).
Перед ребенком на столе лежат рядом друг с другом: мяч и кукла.
Воспитатель спрашивает: «Где лежит мяч по отношению к кукле?»
- где сидит кукла по отношению к мячу?
Если ребенок не говорит слова рядом и около, воспитатель спрашивает: «А как ещё
можно сказать?»
Если ребенок не говорит нужные слова, воспитатель сам дает правильный ответ.
Каждое задание оценивается баллами:
1 – выполнил с взрослым;
2 – выполнил с частичной помощью взрослого;
3 – выполнил сам.
В каждом разделе баллы суммируются и вносятся в итоговую таблицу.
10
Таблица по результатам диагностики
№
ФИ ребенка
Количество
Величина
Форма
Ориентировка в
пространстве
Итог
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования
заносятся в разработанную таблицу – матрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень
– В, средний – С, низкий Н.
На основе полученных данных делаются выводы, определяется стратегия работы,
выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения
ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Занятия
построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия
каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с
объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые
проблемные ситуации. На последующих занятиях умения и навыки действий с
объектами и явлениями формируются и закрепляются. Методика этих занятий
такова, что детей побуждают выполнять действия с объектами, выбирать
алгоритмы, при этом развивать и совершенствовать математические способности.
От занятия к занятию происходит переход от наблюдения за действиями взрослого,
программирующего игрушки к коллективному программированию, а затем к
самостоятельному программированию. Последние занятия направлены на
самостоятельное составление алгоритмов и программирование. Содержание
программы выстроено на основе игры на игровом поле. Игровые поля (коврики)
позволяют придумать «Пчелке» разные приключения. Коврики предназначены для
контроля прохождения заданных точек на карте.
В соответствии с названием игровых ковриков выделяются разделы
программы.
1. «Ферма».Развитие начал программирования на основе знакомства детей с
жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных
культур.
2. «Остров сокровищ».Развитие начал программирования на основе
приключенческого сюжета, ознакомления детей с природой жарких стран.
Игры, разворачивающиеся на данном коврике, способствуют изучению
различных аспектов и целей ИКТ.
3. «Цвета
и
формы».Развитие
познавательной
активности
детей,
пространственной ориентировки, восприятия цвета, формы, величины.
11
4. «Город».Развитие алгоритмического мышления и освоение начал
программирования на основе ознакомления с жизнью в городе, правилами
дорожного движения, составление элементарных программ для мини-робота
с использованием дорожных знаков.
5. «Змейка».Развитие алгоритмического мышления и ориентировки в
пространстве на основе ознакомления с количеством, числом и счетом,
составление элементарных программ для мини-робота с использованием
чисел и цвета.
6. «Дом умной пчелы».Развитие алгоритмического мышления и освоение начал
программирования на основе ознакомления с бытом, формирование основ
безопасного поведения в быту.
7. «Сказки».Развитие алгоритмического мышления и освоение начал
программирования на основе ознакомления с русскими народными и
авторскими сказками, составление элементарных программ для миниробота с
использованием загадок о сказках.
8. «Космос».Развитие алгоритмического мышления и освоение начал
программирования на основе ознакомления с миром космоса и
деятельностью человека в нем.
2.1.Формы, методы и средства реализации Программы
Методы и приемы работы по реализации программы
•
•
•
•
•
•
•
•
программирование, творческие исследования, соревнования между группами;
словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
наглядный (показ, видеопросмотр);
практический (составление программы);
репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
исследовательский метод;
метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные
ситуации, похвала, поощрение).
Форма организации работы с детьми по реализации Программы:
преимущественно подрупповая, продолжительность совместной деятельности и
продолжительность итоговых мероприятий зависит от возрастных особенностей
детей.
Совместная деятельность проходит в виде развивающих игровых ситуаций
с детьми, проводимые воспитателем в группе один раз в неделю и строящихся по
определенной структуре:
12
Структура развивающих игровых ситуаций
Части
Мотивац
ия
Цель
Формы работы
Продолжи
т
- Постановка цели индивидуально
или группе детей.
- Вовлечение в совместную
деятельность.
- Использование наглядных,
информационных средств.
- Развитие интереса у детей к
предстоящей деятельности и
сосредоточение внимания на
предстоящей деятельности.
5-6
минут
- Сказочное повествование.
- Игровые ситуации.
- Элементы пантомимы.
- Игры-путешествия.
- Дидактические игры.
- Погружение ребенка в ситуацию
слушателя.
- Погружение ребенка в ситуацию
актера. Доминирует игровая,
проблемная форма преподнесения
материала.
2 минуты
Пальчико
вая
гимнасти
ка,
динамиче
ская
пауза.
- Развитие мелкой моторики.
- Профилактика мышечной
Програм
мировани
е
15-20
Развитие алгоритмического
минут
мышления, математических
способностей.
- Использование
Формирование
умения художественного слова.
планирования
и
анализа - Обсуждение способов
собственной деятельности.
выполнения работы.
- Музыкальное сопровождение.
- Использование индивидуальных
и общих указаний. -
Презента
ция
- Решение конструктивных,
математических задач.
- Совместное
обсуждение
результат
ов
детской
деятельн
- Умение представить
результат своей
деятельности, решение
поставленной задачи.
результатов.
- Представление
оригинальной
программы.
усталости.
- Разминка суставов кисти.
Проведение специальной
пальчиковой гимнастики,
динамических пауз перед началом
и во время практической
деятельности.
2-3 минуты
ости
13
Форма организации итоговых мероприятий:
- праздники и развлечения;
- организация работы мастерских юных программистов;
- участие в районных, городских, окружных, соревнованиях и конкурсах по
программированию.
Формы организации обучения дошкольников по программированию.
На занятиях используются основные виды программирования: по
образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным
схемам, по замыслу, по теме.
•
Программирование
по
образцу.
Конструирование
и
программирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой
деятельности творческого характера.
•
Программирование
по модели.
Конструирование
по
модели
является усложненной разновидностью конструирования
по образцу.
•
Программирование
по простейшим
чертежам
и
наглядным
схемам.
Моделирующий
характер
самой
деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются
внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает
возможности
для развития внутренних
форм
наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
•
Программирование по замыслу. Данная форма - не средство
обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
•
Программирование по теме. Основная цель организации создание
модели по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а
также переключение детей на новую тематику. Алгоритм организации
совместной деятельности.
Обучение с использованием мини-робота «Bee-bot», состоит из 4
этапов:
• Установление взаимосвязей
• Программирование
• Рефлексия
• Развитие
Установление взаимосвязей.
14
При установлении взаимосвязей дети получают новые знания,
основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления.
Каждая образовательная ситуация реализуемая на занятии проектируется
на задании комплекта, к которому прилагаются развивающие коврики
«Лес», «Город», «Геометрические фигуры». Использование ИКТ,
позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их
к обсуждению темы занятия.
Программирование
Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки
«работают вместе». Работа с мини-роботом «Bee-bot», базируется на
принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание
маршрута движения робота. В каждом задании для этапа приведены
подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально
отвести время для усовершенствования предложенных маршрутов
движения робота, или для создания и программирования своих
собственных маршрутов.
Рефлексия и развитие
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют
конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи
между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом.
На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки
достижений воспитанников.
2.2.Деятельность педагога по поддержке детской инициативы
Старший возраст 5-6 лет
- создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово
для выражения своего отношения к ребёнку; проявлять деликатность и тактичность;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на
полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме,
бабушке, папе, другу);
- создавать условия для разнообразной самостоятельной познавательной, творческой
деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию следующего занятия и на более отдалённую перспективу;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной
деятельности детей по интересам.
Подготовительный к школе возраст 6-7 лет
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его
15
усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.
Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам
деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать взрослому те индивидуальные достижения,
которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию
интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение
на презентации технических изделий, подготовка фото-видео отчетов
создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов,
как в детском саду, так и дома, оформление буклетов. Интернет ресурсы
позволят расширить возможности коммуникации. Возможность привлечь
семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на
уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников
различного уровня продвинутости. Юные робототехники вместе с
родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и
мастер классы по программированию творческих моделей, рассказывать о
реализации своих проектах, расширяя робототехническое движение.
Направления
работы
Знакомство
Формы взаимодействия
Ознакомление родителей с инновационной игрушкой и технологией
работы с ней
Информирование
Создание памяток и буклетов по реализуемой программе.
родителей о ходе
Дни открытых дверей.
образовательного
Консультации (индивидуальные, групповые). Родительские собрания.
процесса
Видео презентации
Педагогическое
Создание медиатеки «Компьютерные игры в жизни дошкольника».
образование
Групповые
и
индивидуальные
консультации
«Развитие
родителей
алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста».
Совместная
Сотворчество родителей и детей. Участие в проектной деятельности
«Создание напольных ковриков». Например, коврик «Номера»
деятельность
выполнен в виде дорожки с цифрами, что ускоряет распознавание
цифр, их последовательность и обучение счету от 0 до 10.
16
Родители детей дошкольного возраста - активные участники и
помощники для своего ребенка. Вместе с детьми получают новые знания,
открывают своего малыша, открывают и себя, свои таланты и творческие
способности. Занятия с мини-роботом Beebot - богаты различными
направлениями, а так же разнообразны по содержанию. Совместные
занятия с мамой или папой это качественное время, проведенное со своим
малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно
развивать своего ребенка дома, как правильно играть.
2.4.Тематическое планирование программы «Умные пчелки» (5-6 лет)
№
нед
ели
3
Цели и задачи деятельности
Жила была
пчелка.
(Вводное
занятие)
4
«Пчелка
строитель»
Цель: Расширить представления детей о основах
программирования через знакомство с мини
роботом «Пчелка».
1. Познакомить детей с мини роботом «Пчелка» и
элементами ее управления.
2.Развивать познавательную активность детей,
пространственную ориентировку, восприятие цвета,
формы, величины.
3. Способствовать созданию положительного
эмоционального фона в детском коллективе.
Сроки
СЕНТЯБРЬ
Цель: развитие у детей мелкой моторики,
логического мышления, умения работать в
группе. Необходимое оборудование:миниробот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета
и формы1. Продолжать знакомить детей с
мини роботом «Пчелка» и элементами ее
управления.
1
Найди
животное»
Цель: развитие у детей умения ориентировки на
плоскости и ассоциативного мышления.
Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot»,
тематический коврик «Цвета и формы», карточки с
изображением животных
2
Кто как
кричит
Цель: развивать у детей слух, навыки
звукоподражания. Научить различать
животных по их внешнему виду и издаваемым
звукам. Воспитывать любовь к животным
ОКТЯБРЬ
17
3
«Экскурсия Цель: закрепить знания детей о домашних
по ферме» животных и их детенышах.
Материалы и оборудование:мини-робот «УМНАЯ
ПЧЕЛА», тематический коврик «Ферма», фигурки
домашних животных.
4
Проверь себя
1
«Мореплаватели
2
« Морские
обитатели»
3
«Остров
сокровищ»
4
Проверь себя
1
« Зоопарк»
2
«Кто где живёт»
3
«Накорми
животное»
Цель: развивать у детей умение
ориентироваться на плоскости.
Материалы и оборудование:мини-робот «BeeBot», тематический коврик «Животные»,
карточки с заданиями.
Цель: развивать у детей умение
НОЯБРЬ
ориентироваться на плоскости.
Материалы и оборудование: мини-робот
«Умная пчела», тематический коврик «Море».
Цель: закрепить у детей знания об обитателях
морей.
Материалы и оборудование:мини-робот
«Умная пчела», тематический коврик «Море»,
карточки с изображением обитателей морей.
Цель: развивать у детей умение
ориентироваться на плоскости.
Цель: развивать у детей умение
ориентироваться на плоскости.
Материалы и оборудование:мини-робот
«Bee-Bot», тематический коврик «Море»,
карточки с заданиями
Цель: формирование умения детей соотносить
изображение животных с его местом обитания,
правильно называя животное.
ДЕКАБРЬ
Цель: формирование умения детей соотносить
изображение животных, с его местом обитания
правильно называя животное.
1.Закрепить названия животных и их
детенышей.
2.Развивать познавательную активность детей,
пространственную ориентировку.
3. Побуждать детей к созданию дружеских
взаимоотношений в группе.
Цель: закрепить знания детей о разных видах
питания животных в природе.
1.Продолжать учить определять положение
объекта на листе бумаги, с помощью
простейшей системы координат используя
коврик «Животные»
18
2.Формировать навыки чтения плана.
3.Воспитывать отзывчивость, умение
действовать сообща, работать в микрогруппах,
умение договариваться
4
Проверь себя
1
«Волшебные
звуки»
2
«Волшебные
слоги»
1
«Научим пчелок
считать до 10»
2
« Остров
сокровищ»
3
«День Рождения
Умной Пчелки
Цель: развивать у детей умение
ориентироваться на плоскости.
Материалы и оборудование:мини-робот
«Bee-Bot», тематический коврик «Животные»,
карточки с заданиями
Цель: закреплять умения определять
ЯНВАРЬ
местоположение звука в слове.
1. Совершенствовать умение понимать и
моделировать предметно-пространственные
отношения, ориентироваться в ближайшем
пространстве и на микро-плоскости по схемам.
2.Развивать зрительное и слуховое восприятие,
внимание, мышление
3.Воспитывать отзывчивость, умение
действовать сообща, работать в микрогруппах,
умение договариваться.
Цель: закреплять умение анализировать
слоговую структуру слов.
1. Совершенствовать умение понимать и
моделировать предметно-пространственные
отношения, ориентироваться в ближайшем
пространстве и на микро-плоскости по схемам.
2.Развивать зрительное и слуховое восприятие,
внимание, мышление
3.Воспитывать отзывчивость, умение
действовать сообща, работать в микрогруппах,
умение договариваться.
Учить запоминать и выполнять программу,
ФЕВРАЛЬ
заданную пчёлке педагогом. Закреплять навык
счета до 10. Активизировать в речи детей
понятия, связанные с программированием.
Продолжать знакомить с планом, схемой,
маршрутом, картой.
Развивать познавательную активность
,пространственную ориентировку, восприятие
цвета, формы, величины с использованием
знакомых ковриков.
Цель: Побуждать детей к созданию
дружеских взаимоотношений в группе через
использование мини-робота «Пчелка».
1.Совершенствовать умение понимать и
19
моделировать предметно-пространственные
отношения, ориентироваться в ближайшем
пространстве и на микро-плоскости по схемам.
2. Развивать зрительное и слуховое
восприятие, внимание, мышление,
3.Воспитывать отзывчивость, умение
действовать сообща, работать в микрогруппах,
умение договариваться.
4
Проверь себя
1
« Пчелка
пожарный»
2
3
4
Цель: развитие у детей умения ориентироваться
на плоскости, закрепление знаний правил
дорожной безопасности
« Пчелка изучает Цель: закрепление знаний детей о дорожных
дорожные знаки» знаках, развивать внимание.
« Пчелка
Цель: формирование у детей старшего
пешеход»
дошкольного возраста понятия «безопасный
путь». Материалы и оборудование: миниробот «Умная пчела», тематический коврик
«Город», карточки с изображением дома и
детского сада
«Знатоки
Цель: Продолжать знакомить детей с правила
дорожного
ПДД через использование мини-робота
движения»
«Пчелка».
«Помоги пчелке
найти дорогу
домой»
1
2
«День рождения
пчелки»
3
« В гости к
Винни -Пуху»
МАРТ
. Цель: развивать навыки ориентации с
АПРЕЛЬ
помощью простых ориентиров.
1.Учить определять положение объекта на
листе бумаги с помощью простейшей системы
координат с использованием коврика
«Геометрические фигуры»
2.Способствовать умению читать готовые
схемы и действовать в соответствии с ними,
произвольность внимания, ориентировке на
плоскости.
3.Воспитывать отзывчивость, умение
действовать сообща, работать в
микрогруппах, умение договариваться.
Цель: развивать
у
детей
умение
ориентироваться на плоскости, повторить и
закрепить правила этикета.
Цель: развивать навыки ориентации с
помощью простых ориентиров.
Задачи:
1.Обучающие: совершенствовать
умения составлять несложные
20
программы для мини-робота с
использованием коврика «Лес».
Продолжать учить определять
положение объекта на листе бумаги с
помощью простейшей системы
координат.
Развивающие: формировать навыки
чтения плана, пространственную
ориентировку.
Воспитательные: Воспитывать
отзывчивость, умение действовать
сообща, работать в микро-группах,
умение договариваться.
4
1
2
«Проверь себя»
Все коврики
Все коврики
Обучать детей составлению несложных
программ с использованием коврика « Город».
Развивать ориентировку в пространстве..
Игра путешествие в царство умной пчелки
Итоговое занятие диагностика
МАЙ
Тематическое планирование программы «Умные пчелки» (6- 7лет)
№
нед
ели
3
Цели и задачи деятельности
Вводное
занятие
Сроки
Вспоминаем элементы управления мини-роботом
Bee-Bot «Умная пчела».
4
«Бусы для
Нюши»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться на
плоскости,
развивать
внимание,
логическое
мышление, наблюдательность.
1
« Угадай
кто»
Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение
различать и находить нужного животного.
2
« Чей
малыш»
Цель: Развитие
аналитических
3
«Чей
хвост»
Цель: закрепить знания о животных, развивать
память, мышление, внимание и мелкую моторику
рук
4
«Проверь себя»
наблюдательности,
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
внимания и
способностей.
Цель: развивать
у
детей
ориентироваться на плоскости.
тематический коврик «Лес».
умение
21
1
2
3
4
1
«Водоём и его
обитатели»
Самостоятельно программировать миниробота НОЯБРЬ
Bee-Bot «Умная пчела Уточнять и закреплять
знания детей об обитателях водоёмов. Дать
возможность детям самостоятельно составлять
несложные программы для мини-робота.
Развивать познавательную активность детей,
пространственную ориентировку восприятие
цвета,
формы,
величины.
Развивать
нравственные
качества соответствующие
возрасту детей.
«Искатели
Учить детей читать готовые схемы.
приключений»
Самостоятельно программировать миниробота
Bee-Bot «Умная пчела», для выполнения
задания. Составлять несложные программы
для мини-робота по заданию педагога.
Упражнять в ориентировке на плоскости.
Развивать коммуникативные навыки общения.
« Добрый
Самостоятельно программировать миниробота
доктор Айболит» Bee-Bot «Умная пчела Выбрать объект,
составить маршрут, создать на мини-роботе
Bee-Bot «Умная пчела» программу ходов
«старт-финиш». Закреплять и расширять
пространственные
представления
в
соответствии
с
возрастом.
Развивать
коммуникативные навыки общения.
«Проверь себя»
Цель: развивать у детей умение
ориентироваться на плоскости.
тематический коврик «Цвета и
формы»,карточки с заданиями.
« Фотограф»
Цель: Закрепление знаний детей о диких
ДЕКАБРЬ
животных, умение различать и находить
нужного животного.
2
«Прогулка по
лесу»
3
«Кто, где живет? Цель: Самостоятельно программировать
миниробота Bee-Bot «Умная пчела Выбрать
объект, составить маршрут, создать на минироботе Bee-Bot «Умная пчела» программу
ходов «старт-финиш». Закрепление формы
предложного падежа существительных.
4
Проверь себя
«Новый год у
Умной пчёлки»
Цель: Закрепление знаний детей о диких
животных, умение различать и находить
нужного животного, развития логического
мышления, коммуникативных навыков и
пространственной ориентации.
Цель: развивать
у
детей
умение
ориентироваться на плоскости.
Самостоятельно программировать миниробота
Bee-Bot «Умная пчела»Цель: развивать у детей
умение ориентироваться на плоскости,
ЯНВАРЬ
22
повторить и закрепить правила этикета.
«История»
1
« Профессии»
2
«Кто чем
занимается»
3
4
1
2
3
«Кому
принадлежит»
Цель: Развивать воображение, логическое и
аналитическое мышление, внимание
Работа
на
ковриках из
подручного
материала
Цель: Самостоятельно программировать
ФЕВРАЛЬ
миниробота Bee-Bot «Умная пчела»
закрепление знаний детей о профессиях.
Учить проговаривать маршрут
робота,
создавать программу на мини-роботе к цели и
в
обратную
сторону.
Развивать
пространственную
ориентировку
на
плоскости, восприятие цвета с использованием
коврика.
Цель. Закрепить
названия
инструментов,
необходимых для работы людям разных
профессий. Учить проговаривать маршрут
робота, создавать программу на мини-роботе к
цели и в обратную сторону. Развивать
пространственную
ориентировку
на
плоскости, восприятие цвета с использованием
коврика.
Проверь себя
Проверь себя»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться
на плоскости.
«Ищем гласные Учить проговаривать маршрут робота, создавать
звуки»
программу на мини-роботе к цели и в обратную
сторону. Развивать пространственную
ориентировку на плоскости, восприятие цвета с
использованием коврика. Воспитывать
толерантное отношение к ответам детей.
«Определи
Педагог называет слово, ребёнок называет
первый звук этого слова, затем проговаривает
первый звук
слова, и найди его маршрут робота, создаёт программу на минироботе к цели и в обратную сторону. Развивать
на коврике» с
пространственную ориентировку на плоскости,
использование
коврика «Русский восприятие цвета с использованием коврика.
Воспитывать толерантное отношение к ответам
алфавит».
детей.
«Русский
Практика: Учить проговаривать маршрут робота,
алфавит».
создавать программу на мини-роботе к цели и в
обратную сторону. Развивать пространственную
ориентировку на плоскости, восприятие цвета с
использованием коврика. Воспитывать
толерантное отношение к ответам детей.
МАРТ
23
4
Проверь себя
«Космическое
путешествие»
1
2
3
4
1
2
«Космические
просторы.
Планеты»
« Графический
диктант»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться
на плоскости.
Рассматривание космического пространства, АПРЕЛЬ
расположение планет, созвездий относительно
друг друга. Рассказать, что расположено в
секторах справа, слева, сверху, снизу
относительно
центрального
сектора.
Развивать умения читать готовые схемы.
Побуждать детей к созданию дружеских
взаимоотношений. Работа на ковриках из
подручного материала
Самостоятельно программировать миниробота
Bee-Bot «Умная пчела»Выбрать планету,
проговаривать маршрут робота, создать
программу на минироботе к цели и в обратную
сторону.
Развивать
пространственную
ориентировку на плоскости, восприятие цвета.
Воспитывать толерантное отношение к ответам
сверстников.
Цель: учить создавать маршрут движения
пчелы, используя навыки написания
«графических диктантов», определять
расстояние с помощью зрительных
ориентиров.
Проверь себя
Цель: развивать у детей умение
ориентироваться на плоскости
«Скоро в школу!» Использование всех ковриков
с использованием
коврика «
. Планируемые
: Подведение итогов работы за учебный год.
результаты
Практика: Игровая программа. Творческое
освоения
задание. Фотовыставка о проделанной работе
программы
работ.
МАЙ
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
3.1. Материально- техническое обеспечение программы
Для реализации программы используется следующее оборудование:
1. программируемые мини-роботы Bee-Bot «Умная пчела» - (2 комплекта):
• Прочный и компактный дизайн.
• Четкие и яркие кнопки.
• Безопасен в использование
24
• Простое и понятное программирование, не связанное с использованием
компьютера.
• Память до 40 шагов.
• Точные перемещения шагом в 15 см, и поворотом в 90°.
• Звуки и сверкающие глаза, подтверждающие исполнение ваших инструкций.
• Простая зарядка через USBкомпьютера или через сетевой адаптер.
• Вспомогательные материалы: различные поля, аксессуары, методические
разработки, компьютерная программа и приложение для iPadимитирующие игру
с Bee-Bot.
2.Коврики:
- коврик «Ферма» - 1
-коврик «Городская набережная» - 1
- коврик «Лес» - 1
-коврик «Геометрические фигуры» - 1
- коврик «Сказочная улица» -1
- коврик «Русский алфавит» - 1.
видеоматериалы:
•
•
•
работа с «Bee-bot»;
видео – инструкция по использованию мини-робота «Умная пчела»;
умная пчела Bee-bot;
презентации:
- «Знакомство с мини - роботом»
- «Умная пчела«Bee-bot»
- «Цвета и формы»
- «Сказочные герои»
- «Пираты и остров сокровищ»
- «Фермер и его хозяйство»
- «Городская набережная»
- «Русский алфавит»
- «Космические просторы»
- Методические разработки : конспекты, комплекс дидактических игр,
сборники игр и упражнений с использованием бит-ботов.
- кадровое обеспечение
По данной программе может работать педагог имеющий:
- средне-специальное или высшее педагогическое образование,
- курсы повышения квалификации по теме «Образовательная робототехника».
25
Организация развивающей предметно-пространственной
среды развития самостоятельной деятельности детей
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1.
Возможность реализации сразу нескольких видов интересов
детей.
2.
Многофункциональность использования элементов среды и
возможность её преобразования в целом.
3.
Доступность, разнообразие авто дидактических пособий (с
возможностью самоконтроля действий ребёнка).
4.
Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми,
педагогами и родителями.
5.
Использование интерактивных форм и методов работы с
детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной.
3.2.Список используемой литературы
Денисова Д., Дорожин Ю.Математика для дошкольников. Старшая группа 5+.
М.: Мозаика-Синтез, 2007. 2.Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний
кружок для дошкольников. /М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
1.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. / Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448
2.
Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие.
Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
3.
Леушина Л.А.Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста –М.: Просвещение, 2002
4.
Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О
психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
условиях».
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013
г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
6.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании
в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.
7.
Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, СанктПетербург «Наука» 2010. - 195 с.
8.
Программа курса «Образовательная робототехника», Томск:
Дельтаплан, 2012.- 16с.
9.
Интернет – ресурсы: http://int-edu.ruhttp://7robots.com/
26