Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Сказка»с.ЧиколаИрафский район РСО-АЛАНИЯ
о логопедическом пункте
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения детский сад № 4 «Сказка»
с.Чикола 2022г.
1.1. Положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 4 «Сказка» с.Чикола (далее - Положение) определяет
цели, задачи, содержание и организацию коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим
нарушения речевого развития (нарушения произношения отдельных звуков, фонетическое
недоразвитие речи) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский
сад № 4 «Сказка» с.Чикола Ирафского района РСО-Алания (далее - ДОО), реализующим
образовательную программу дошкольного образования.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми
актами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения российской федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г);
Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП ДО), утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Инструктивным письмам Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г.
№
2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении еайитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N
1357-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого
педагогической и (или) коррекнионно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в системе дошкольного образования".
1.3.
Данный документ определяет основные направления деятельности, цели, задачи и
порядок работы логопедического пункта ДОО.
Порядок зачисления, продление срока оказания коррекционно-развивающей помощи и отчисления
обучающихся (обучающихся).
1.4.
Положение принимается Педагогическим советом ДОО с учетом мнения Совета
родителей) и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в
настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя
ДОО.
1.5.
В рамках деятельности логопедического пункта ДОО предоставляется государственная
услуга в сфере образования «Оказание коррекционно-развивающей помощи детям, с ограниченными
возможностями здоровья, имеющими нарушения речевого развития (нарушения произношения
отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет.
2.
3. Цели, задачи и направления деятельности логопедического пункта
3.1. Целью деятельности логопедического пункта ДОО (далее - логопункт) является оказание
коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения речевого развития (нарушения
произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет.
3.2. Основными задачами логопункта являются:
- обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи обучающихся ДОО;
- своевременное выявление особых образовательных потребностей обучающихся ДОО,
обусловленных недостатками в их речевом развитии;
- обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи
обучающимся с нарушениями устной речи с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей;
обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении обучающимися
с нарушениями речи образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного
процесса с обучающимися, имеющими нарушения устной речи;
обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических работников ДОО и других организаций, специализирующихся в области оказания
поддержки детям, имеющим нарушения устной речи;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников,
родителей (законных представителей) ДОО;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
ДОО по преодолению речевых нарушений;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
4. Направления деятельности логопункта
4.1. Диагностическое:
- исследование сенсомоторных, психических и речевых функций.
4.2. Коррекционно-развивающее'.
- создание условий, направленных на коррекцию речевого развития обучающихся, и
обеспечивающих достижение обучающимися, имеющими нарушения устной речи, уровня речевого
развития, соответствующего возрастной норме.
4.3. Мониторинговое'.
- отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении
образовательной программы дошкольного образования.
4.4. Профилактическое:
' J
- создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной речи
обучающихся дошкольного возраста.
4.5. Информационно-методическое:
- создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности
педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
5. Порядок комплектования логопункта
5.1. В логопункт зачисляются обучающиеся ДОО, имеющие нарушения в развитии устной
речи: фонетическое недоразвитие речи (далее - ФНР), нарушение произношения отдельных звуков
(далее - НПОЗ).
5.2. Зачисление в Логопункт ДОО обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной
речи осуществляется на основе обследования речи обучающихся. Обследование речи обучающихся
проводится учителем-логопедом ДОО (или специалистами курирующими учреждение). Основанием
для зачисления в логопункт обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, является
направление ТПМПК, заявление родителя (законного представителя), дополнительное соглашение к
договору между родителем (законным представителем) обучающегося.
5.3. В случае отказа родителя (законного представителя) обучающегося от прохождения
ТПМПК и посещения логопункта, необходимо составить письменное заявление об отказе от оказания
коррекционной помощи .
5.4.
Заведующий ДОО издает приказ о зачислении обучающихся в логопункт.
5.5. В случае приема в ДОО в течение учебного года обучающегося, с ограниченными
возможностями здоровья, имеющим нарушения речевого развития (ФНР, НПОЗ), приказом
заведующего оформляется его зачисление в логопункт, после получения направления от ТПМПК (при
наличии свободных мест).
5.6. Общее количество обучающихся на 1 ставку учителя- логопеда в течение года составляет
25 человек:
-.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений
ребенка, индивидуально-личностных особенностей, и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 -2-х
лет.
4.10. Отчисление детей из логопункта производится в течение всего учебного года по мере
устранения у них речевых нарушений приказом заведующего ДОО на основании решения
психолого-медико-педагогической комиссии, а также по личному заявлению родителей (законных
представителей).
5. Организаций коррекционной работы логопункта
5.1. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется в течение двух недель
в начале учебного года и двух недель в конце учебного года (даты утверждаются образовательной
организацией), а также в течение года по необходимости.
Данные о детях, обследованных на логопедическом пункте, вносятся учителем- логопедом
в журнал регистрации.
5.2. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия с детьми. По мере коррекции нарушений звукопроизношения в
течение года детей можно объединять в малые подгруппы (2-3 человека) для занятий по
автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.
5.3.
Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими
технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей,
учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
5.4. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на
каждого зачисленного в Логопункт обучающегося. В планах отражаются индивидуально
ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых
образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии речи.
5.5. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт,
являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий
формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в
зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 3х до 6-ти детей.
- /
5.6.
Продолжительность занятий определяется:
- для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных
20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
5,7
Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определ
тяжестью речевых нарушений у обучающихся и составляет:
Количество занятий в неделю (не
менее)
Речевое нарушение
—
Предельная
наполняемость
подгрупп детей
фНР
индивидуальных
2 -3
подгрупповых
1 -2
4 -6
нпоз
1 -2
1 -2
4 -6
5.8. Коррекционная работа в логопункте проводится ежедневно, как в часы, свободные от
занятий в режиме дня, так к во время их проведения по расписанию занятий групп, утвержденному
приказом заведующего ДОО. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки,
включая коррекционную работу не должен превышать: для детей шестого, седьмого года жизни 6
часов 15 мин. и 8 часов 30 мин. соответственно.
6. Участники коррекционной работы логопункта
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1.
Проводит обследование речевого развития детей ДОО, регистрирует с
обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи в журнале логопедического обследования
детей
6 2. Подготавливает список обучающихся, подлежащих зачислению в логопункт на учебный
год, в соответствии с предельней наполняемостью, установленной п.4.6, настоящего Положения.
6.
Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и
подгрунповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4., 5.5., 5.6. настоящего Положения.
6 1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с обучающимися по исправлению
нарушений в развитии устной речи.
6,' 5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет
индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение
особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их
интеграцию в Учреждение.
6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений обучающихся,
зачисленных в Логопункт Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
логопедической помощи.
6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) Учреждения:
по проведению коррекционной работы с обучающимися, зачисленными в логопункт;
по вопросах освоения адаптированной образовательной программы дошкольного
образования обучающимися, зачисленными в Логопункт.
6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям
(законными представителями по преодолению речевых нарушений обучающихся, информирует о
ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые
нарушения.
6.1. Э. Осуществляет езязь
со
специалистами
учреждений
здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению
индивидуальной работы по речевому развитию обучающихся, зачисленных в логопункт.
6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной
работы.
6л , 3. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
логопункта.
6.2. Воспитатель:
6.2., Создает предметно-пространственную развивающую среду для своевременногс
речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной речи обучающихся группы.
6.2.4 Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевом?
развитию обучающихся группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.5 Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий
обеспечь аающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных ]
пег хсдиэисло: лческих особенностей обучающихся группы, зачисленных в Логопункт.
6.2.6 Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированны
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся группы, зачисленных
Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.7 Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителям!
ДОО по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования обучающимис
зачисленными в Логопункт.
6.2.8 Вовлекаем в коррекционную работу родителей (законных представителе]
обучающихся, зачисленных в логопункт Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
6.3. Заведующий ДОО:
6.3Л. Обеспечивает условия:
направленные на коррекцию речевого развития обучающихся и достижен;
обучающимися, имеющими нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующе
возрастной норме:
направленные на профилактику нарушений в развитии устной речи обучающих
дошкольного возраста.
6 3.2 Обеспечивает комплектование логопункта. Приказом по Учреждению утверждает
список детей, зачисленных в Лесопункт.
6.3.3. Осуществляет контроль за работой логопункта.
6.4. Заместитель заведующего по УВР (старший воспитатель):
6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей
(законных представителей) ДОО по вопросам освоения адаптированной образовательной программы
дошкольного образования обучающимися, зачисленными в Логонункт.
6.4.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников ДОО, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и воспитания детей дошкольного возраста.
6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся
в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения устной речи.
,6.4.4. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы.
6.4.5,
Контролирует:
применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию
отклонений в речевом развитии детей;
соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной
нагрузки:
динамику устранения речевых нарушений обучающихся, зачисленных в Логопункт.
6.5. Родители (законные представители):
6.5.1. Создают в семье; словия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
6.5.2. Взаимодей т Е тгт с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
7. Документация логопункта
_/
7.3. Утвержденный список обучающихся, зачисленных в логопункт ,
7.4. З одовой план работы учителя-логопеда.
7.5. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с обучающимися, зачисленными в
логопункт.
7.6. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с обучающимися,
зачисленными в логопункт.
7. Тдчевыс карты на каждого обучающегося, зачисленного в Логопункт.
7.8. Тетрадь индивиду альных занятий с каждым обучающимся, зачисленным в Логопункт.
7.9. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с обучающимися,
зачисленными в логопункт
7.16. Куриал мониторинга речевого развития обучающихся Учреждения .
СЮ. Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп
7 12. Журнал движения: обучающихся, зачисленных в логопункт.
7.2.2. Отчет о результативности коррекционной работы.